ные вместе нижние опоры коренных под-
шипников коленвала. Новейшая система
впрыска Common Rail обеспечивает макси-
мальное давление впрыска 220 МПа, что
снизило расход топлива.

Газовые моторы КАМАЗ-820.60 и 820.70

рабочим объемом 11,76 л соответстуют нор-
мам Евро-4, имеют потенциал 240–300 л.с.
Важнейшим считается и партнерство с фир-
мой Liebherr по проектированию газовых и
дизельных моторов повышенной мощности.
Их будет выпускать СП в Набережных Челнах,
а основу составят 6-цилиндровые модели
рабочим объемом 12 л и полезной мощ-
ностью 450–700 л.с.

CUMMInS по-руссКи

С 2006 г. в Набережных Челнах успешно

работает российско-американское СП «Кам -
минз-КАМА», выпускающее лицензионные
двигатели Cummins. Мощности завода дости-
гают 35 тыс. двигателей в год, но по понятным

причинам сегодня спрос меньше – до 12 тыс.
ед. Около 95% готовой продукции потребляет
КАМАЗ, часть ОАО «РИАТ», остальное заби-
рают производители специальной и сельско-
хозяйственной техники. 

Основа модельного ряда Cummins – двига-

тели ISB серии В рабочим объемом 4,5 и 6,7 л
для коммерческих автомобилей: автобусов
НЕФАЗ, грузовиков и спецтехники на базе
КАМАЗ, НЕФАЗ, РИАТ. По челнинской технике
это КАМАЗы моделей 65115, 53605, 43253,
43255 и др. Интервал проведения ТО по ним
составляет 60 тыс. км, а ресурс до капремон-
та– 650 тыс. км. Доступный диапазон мощно-
сти – от 140 до 300 л.с. 

В марте 2017-го «Камминз-КАМА» пустило

линию по сборке двигателей Cummins ISL
рабочим объемом 8,9 л с широким диапазо-
ном мощности от 280 до 400 л.с. и пиком кру-
тящего момента на уровне 1 200–1 700 Нм. Эти
агрегаты отличает малый вес (чуть больше

700 кг), компактные габариты, высокая на -
дежность и низкий расход топлива. Новыми
Cummins ISL оснастятперспективное семей-
ство КАМАЗов, от седельных тягачей 5490
(4х2) до самосвалов К4141 (6х6), обычные
КАМАЗ-6520 (6х4), автомобили в специальном
исполнении вроде КАМАЗ-65225 RG «Батыр»
(6х6) производства ОАО «РИАТ». Новые «кам-
минзы» пойдут и на комплектование белорус-
ских МАЗов, внедорожных автомобилей, стро -
и тельной спецтехники и машин для сельского
хозяйства. В числе потребителей уже МТЗ,
«Гомсельмаш», «Кла ас», «Ростельмаш».

Обслуживание будут осуществлять центры

«Камминз-КАМА», дилерская сеть ПАО
«КАМАЗ». А гарантийный срок для новых дви-
гателей – три года или 200 тыс. км пробега.

тутаев, елабуГа

Дизельное топливо, V-образные «восьмер-

ки», рабочий объем 17,24 л – то, что характе-
ризует продукцию Тутаевского моторного
завода (ТМЗ). Новейшим в линейке является
500-сильный ТМЗ-864.10 четвертого экологи-
ческого класса. Его ставят на дорожные и
карьерные грузовики, строительную и сель-
скохозяйственную технику. 

Особенности конструкции ТМЗ-864.10 за -

ключаются в установке 4-клапанной ГБЦ,
вставок из жаропрочного чугуна под верхнее
поршневое кольцо и поршней с охлаждением
маслом через специальные полости. В осталь-
ном применяются хорошо себя зарекомендо-
вавшие решения: встроенный водомасляный
радиатор, замкнутая система вентиляции кар-
тера, система впрыска топлива Common Rail.
Используются система EGR, интеркулер и тур-
бонаддув. В ближайшей перспективе с такой
же технологией реальностью станут моторы
ТМЗ мощностью до 700 л.с.

В ноябре 2015-го был открыт Елабужский

моторный завод (ЕМЗ) стартовой мощностью
105 тыс. двигателей в год с дальнейшим
выходом на проектную мощность до 200 тыс.
ед. По мнению специалистов, продукцией ЕМЗ
будут оснащены примерно 5% изготавливае-
мых в РФ автомобилей с последующим уве-
личением доли до 10%. Эти моторы ориенти-
рованы на продукцию Ford Sollers, которую
выпускают на площадке в Набережных
Челнах.

автокомпоненты

27