20лет, не многим меньше машин находится в
возрасте от шести до 10 лет, суммарно около
17% автобусов сошли с конвейера от года до
пяти лет назад. Таким образом, значительная
часть подвижного состава нуждается в заме-
не, отсюда тренд на обновление парка. 

Классная принадлежность лайнеров харак-

теризует их распределение на рынке пасса-
жирских перевозок. Больше половины состав-
ляют автобусы малого класса. Второй по мас-
совости сегмент – большие лайнеры габарит-
ной длиной от 12 м: чуть более четверти
пар  ка. Средние пассажирские машины и осо -
бо большие транспортные средства (сочленен-
ные автобусы длиной 18 м и одиночки длиной
15 м) вместе составляют примерно одну шес -
тую долю российского автобусного парка в
про порции 3/1 соответственно. 

По типу двигателей все просто, но неожи-

данно: без малого две трети приходится на
автобусы с бензиновыми двигателями! Чуть
больше трети занимают версии с дизельными
моторами. И только 0,8% составляют пасса-
жирские машины, работающие на газе. 

струКтуры продаж 

Об изменениях на российском рынке гово-

рят данные по продажам новой автобусной
техники. В 2016 г. в сравнении с 2015 г., от -
грузки пассажирских машин малого класса
снизились. Продажи моделей среднего клас-
са, напротив, существенно прибавили и до -
сти гли почти трети общем числе. Доля лайне-
ров большого класса ужалась до четверти. 

Отгрузки новых автобусов по типу двигате-

ля тоже испытывают поправки. Как ни стран-
но, немного выросли продажи бензиновых
версий и одновременно пошли вверх постав-
ки дизельных машин, доля газовых автобусов
сократилась до отметки 11%.

Продажи транспортных средств в бюджет-

ном сегменте выросли почти на 100%, преми-
альный сектор сократился до 1%, а средний
ценовой сегмент из-за девальвации рубля в
2016 г. и вовсе сошел на нет.

В 2016 г. субъекты РФ планировали при-

обрести 641 новый автобус, работающий на
газомоторном топливе (ГМТ), по факту закупки
за восемь первых месяцев прошлого года
лайнеров на ГМТ составили 702 ед. Сбыт газо-
вых автобусов есть с чем сравнивать: по отно-

подвижнойсостав

33

Муниципалитеты все чаще заказывают компактные
модели, недавно вставшие на конвейер