гический шкаф в средней части сосуда, меха-
низм блокировки при сливе топлива, приво-
димый в действие с земли складной пору-
чень. Некоторые модели комплектуют кнопкой
пневмоблокировки в технологическом шкафу,
она автоматически закрывает все донные кла-
паны при закрывании двери. Самые распро-
страненные на рынке модели представляют
со бой цистерны вместимостью 16–30 м3, рас-
считанные на эксплуатацию с седельными тя -
гачами 4х2 и 6х4/2. К таким, в частности, отно-
сятся бензовозы Челябинского машинострои-
тельного завода ЧМЗ объемом 20, 22 и 26 м3.

У каждого производителя есть свои хиты

продаж. Например, под брендом GT7 выпус-
кают четырехосный ППЦ-32 для транспорти-
ровки и заправки бензина, дизеля и керосина.
По сравнению с трехосной моделью той же
вместимости он позволяет перевозить макси-
мальный объем жидкого груза с двухосным

седельным тягачом 4х2, не превышая ог -
раничений по весу, т.к. масса автопоезда уве-
личивается с 40 до 44 т. У ППЦ-32 две подъ-
емные оси (первая и четвертая), что позволяет
снизить износ резины. Благодаря «лишней»
оси нагрузка на осевые агрегаты меньше,
аэто продлевает их срок службы.

Под брендом «Бецема» надежными реше-

ниями для отпуска бензина индивидуальным
потребителям считаются полуприцепы БЦМ-
108 и БЦМ-111, а для транспортировки круп-
ных партий нефтепродуктов – БЦМ-174.

ГРАЗ предлагает заказчикам полуприцеп-

цистерну ППЦА-34 из алюминиево-магниево-
го сплава с частично заполняемым отсеком на
осях SAF. Она обладает объемом 33600 ± 1,5%
и рассчитана на использование тягача 4х2.
Авообще с 2014 г. завод производит алюми-
ниевые модели кубатурой 31, 32 и 33,5 м3.
Хорошая линейка создана НЕФАЗом. Он пред-

лагает модели емкостью 16,6–32 м3. Под мар-
кой AMS Приокский машзавод выпускает
цистерны от трехсекционных объемом 27 м3
до четырехсекционных объемом 46,5 м3. И это
не единственные такие «канистры» в России.

прицепные модели

В отличие от полуприцепов-цистерн, со -

ставляющихся в автопоезд с помощью седла
тягача, прицепы-цистерны цепляют посред-
ством кронштейна. Из минусов такого реше-
ния – невысокая скорость транспортировки и
ограниченная маневренность. Из плюсов –
возможность применения с тягачом неболь-
шой мощности и даже с трактором. Их поэто-
му часто используют в качестве мобильной
заправочной станции для дорожной и сель-
скохозяйственной техники вдали от стацио-
нарных АЗС. Их также задействуют для вре-
менного хранения и маломагистральной
транс портировки ГСМ. В отличие от ППЦ, оси
прицепных цистерн устойчивы на рыхлом
грунте. Их характеризует наличие ABS, бара-
банных тормозных механизмов и блочно-тро-
сового стояночного тормоза.

На шасси прицепов МАЗ, СЗАП, BPW пен-

зенский ГРАЗ ставит емкости от 8,5 до 15 м3.
Одна из наиболее востребованных моделей –
ПЦ-86391-01 объемом 10,7 м3на шасси BPW.
НЕФАЗ производит модель 8602-03 вмести-
мостью 9,5 м3 и 8602 на 11,2 м3. Если нужна
вместимость 15–17 м3, можно обратить вни-
мание на изделия питерского ЗАО «Капри». 

У завода «Бецема» две модели прицепов

для транспортировки легковоспламеняющих-
ся жидкостей 3-го класса (бензин, дизтопли-
во, керосин): двухосная БЦМ-230 объемом
15м3эллиптического сечения и трехосная
БЦМ-83.6 вместимостью 20 м3чемоданного
сечения. Как и модели конкурентов, они соот-
ветствуют европейским требованиям к без-
опасной перевозке легковоспламеняющихся
грузов (ADR) и нормам ГОСТ Р 50913-96.

Опционально прицепы-цистерны можно

оснастить системой рекуперации паров неф-
тепродуктов, насосной станцией и оборудова-
нием для заправки легкового автотранспорта.
А хороши они тем, что их можно брать в арен-
ду и зарабатывать, получив лицензию и уста-
навливая их на трассах вдали от стационар-
ных заправочных станций.

подвижнойсостав

39