Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

вес и аЭродинамиКа

Современные грузовики хотя и выглядят

кубическими, с точки зрения аэродинамики
более совершенны, чем их предшественни-
ки ХХ века. Доказано: конструкция, компо-
ненты, внешнее и внутреннее оборудование
позволяют экономить до 10% топлива. Этот
потенциал скрыт в весе изделий, их форме
(если они снаружи), физических свойствах
(если участвуют в процессе трения, как
например, шины). 

Любой лишний предмет на кабине вызы-

вает повышенное сопротивление воздуха,
аэто дополнительный расхода топлива.
Сними расход топлива на 1,5% больше.
Авот наличие и правильный угол установки
кабинного спойлера, напротив, снижает
аппетит транспортного средства на величи-
ну до 3%. И если верхний обтекатель
направляет поток над автомобилем, то
боковые дефлекторы уменьшают турбулент-
ные завихрения между «головой» и над-
стройкой или полуприцепом. В итоге –
минус до 7% от стандартного расхода диз-
топлива.

Буквально по крохам набирается эконо-

мия на применении дополнительных аэро-
динамических элементов. Скажем, обтека-
тели шасси, закрывающие собой аккумуля-
торный или инструментальный ящик, топ-

ливный бак, запаску и другое оборудование
на внешней стороне рамы, могут снизить
расход топлива на 0,6%. Если у вас рефри-
жераторный «хвост» шириной 2600 мм
(против стандартных 2500 мм), то удлините-
ли боковых дефлекторов отблагодарят вас
снижением аппетита мотора на 0,5%.

Очень критичен вес автомобиля. Зимой на

автопоезд может налипать до 2 т снега и
льда! Выход – периодически отбивать его на
стоянках или на автомойках. Даже возимые
«про запас» полтонны топлива увеличивают
его потребление на 1%. Не зря ведь все
спортивные автомобили об легчают по мак-
симуму до значений, установленных регла-
ментом соревнований. Опять же лишний вес
может создать проблемы при прохождении
весового контроля, а это – штрафы.

что дает матчасть

Для перевозчика очень важно выбрать

двигатель, соответствующий характеру пе -
ревозок, доставляемому грузу и топографии
местности. Возьмете слабый мотор – ивам
гарантировано увеличение времени рейса,
сделаете ставку на избыточную мощность –
и повышенного расхода топлива не избе-
жать. Даже езда на благоприятной скорости
80–85 км/ч с низкими оборотами может
дать около 3% выигрыша в расходе ДТ.

Оптимальный выбор передач – еще один

ключ к снижению затрат. И здесь ничто не
сравнится с автоматическими или механи-

ческими коробками передач с автоматизи-
рованным переключением. Во-первых, си -
дящий за рулем не ломает «железо». Во-
вторых, водитель сконцентрирован на доро-
ге, а не на управлением КПП. В-третьих,
электроника эффективнее человека. На -
конец, «автомат» вроде MAN TipMatic, Scania
Opticruise, Volvo I-Shift, в зависимости от
условий доставки груза, позволяет беречь
до 10% топлива. Кроме того, есть системы
помощи водителю и функции типа EcoRoll,
EcoCruise, I-See и прочие, позволяющие
выгадывать до 4% расхода топлива.

Даже такой, казалось бы, пустяк как

выбор шин и постоянный контроль за реко-
мендованным давлением в них позволяет
экономить до 5% ДТ. Судите сами: при раз-
нице от нормативного значения всего в 1
бар расход увеличивается на 1%. Не зря при
покупке автомобилей многие транспортники
не скупятся заказывать системы контроля
за давлением воздуха в шинах. А в штате
богатых (крупных) автопарков есть специа-
лист, отвечающий за нормативное давление
воздуха в колесах грузовиков и прицепного
состава. Помните, как у героя мультфильма
«За 80 дней вокруг света»: «Вся жизнь –
цепочка, мелочи – в ней звенья! Нельзя
звену не придавать значения!».

водительсКий опыт

Человеческий фактор всегда играл ключе-

вую роль в экономичной эксплуатации

эксплуатация

48

Топливная экономичность 
и ее аспекты

В структуре эксплуатационных затрат расходы автоперевозчика на топливо

самые высокие. Экономить можно за счет правильного выбора агрегатной

базы, использования качественного топлива, исправного транспортного

парка. А еще за счет грамотного управления подвижным составом,

накопленного опыта и выбора надежных деловых партнеров. Об этом и

поговорим.