Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

«сталинец» периода репрессий

Недалеко от входа экспонировался СТЗ-5

«Сталинец» (СТЗ-НАТИ 2 ТВ). Этот гусенич-
ный трактор средней мощности появился в
период сталинских репрессий. Его серий-
ный выпуск был освоен в 1937 г. на Ста -
линском тракторном заводе (СТЗ). Создали
гусеничную машину специалисты из кон-
структорского бюро, сформированного из
работников завода СТЗ и института НАТИ.
Ру ко водил проектом В.Я. Слонимский. Поз -
же, в период Великой Отечественной войны,
этот трактор выполнял роль артиллерийско-
го тягача и трудился на фронте и в тылу. Его
потенциала хватало для буксировки орудий
всех типов, стоявших на вооружении Крас -
ной армии в те годы.

«Сталинец» выполнен по схеме артилле-

рийских буксиров: с передним расположе-
нием двигателя (он находился внутри каби-
ны, между сиденьями командира расчета
орудия и механика-водителя). Двигатель
объемом 7460 см3 развивал мощность 52–56
л.с. при 1250 об/мин, что позволяло двигать-
ся по шоссе со скоростью 21,5 км/ч. За двух-
местной кабиной ставили топливный бак и
монтировали грузовую платформу с откид-
ными бортами и скамейками для восьми
членов расчета. В комплекте шел и брезен-
товый тент. Трактор длиной 4 150 мм, шири-
ной 1 855 мм, высотой 2 360 мм весил 6 т,
мог везти 1,5 тонны груза и буксировать 7-
тонный прицеп. Запас хода составлял 140 км.

Достоверно точно известно, что «Ста ли -

нец» выпускали с 1937 г. до августа 1942-
го, когда наступающие части Вермахта про-
рвались на территорию Сталинградского
тракторного завода. Из 10 тыс. изготовлен-
ных тягачей уцелели единицы. Тот, что
посетители увидели в Сокольниках, нахо-
дится в процессе реставрации в Мастерской
Шаман с кого.

КомандирсКий WILLYS

Про этот командирский вездеход писано и

говорено немало, но как ему не отдать дань,
если в Советский Союз по ленд-лизу вместе

с Ford GPW их было поставлено свыше 50
тыс. штук! Производство Willys MB (литеры
означали Military, модель В) стартовало в
ноябре 1941-го в США. Полная копия выпус-
калась по лицензии под названием Ford
GPW. Кстати, первые 25 тыс. «Виллисов»
отличала сваренная из стальных пластин
радиаторная решетка, а с марта 1942-го
пошла другая версия, со штампованной.
Вэто трудно поверить, но общий тираж авто-
мобиля перевалил за 637 тыс.: около
360тыс. ед. Willys MB и 277 тыс. Ford GPW!

При длине 3 335 мм, ширине 1 585 мм и

высоте 1 830 мм снаряженная масса этой
машины составляла 1 020 кг. Под капотом
стоял 4-цилиндровый двигатель рабочим
объемом 2,19 л и мощностью 54 л.с. С ним

командирский джип мог передвигаться с
максимальной скоростью 104 км/ч. «Вил ли -
сы» поставляли не только в СССР, но и дру-
гим союзникам США по антигитлеровской
коалиции.

советсКий разведчиК Газ-64

Одноклассник «Виллиса» – советский ГАЗ-

64, но не в командирском, а в разведыва-
тельном варианте. Задание на разработку
легкого «разведчика» по типу американской
машины Ford Pigmy («Пигмей») было поруче-
но конструктору Горьковского автозавода В.А.
Грачёву в феврале 1941 г. Автомобиль, заду-
манный, как замена мотоциклам с коляской,
уже в апреле вышел на испытания.

Он весил ровно тонну, имел габариты

выставки

57

Итальянский внедорожник SPA из первой половины ХХ в.
с передними и задними поворачивающимися колесами