сохраняла работоспособность при напря-
жении источников питания 4В и 10В. Не -
прерывное время работы на прием состав-
ляло 3 часа, на передачу – 1 час, но при
использовании усилителя или применении
Р-104М в возимом варианте – не менее
20ча сов. Как говорится, почувствуйте раз-
ницу. Даже при одновременной работе
УКВ-радиостанции с усилителем мощности
и «Эр-Сто четвертой-Эм» в возимом вари-
анте связь поддерживалась на отрезке не
менее 8 часов.

Может показаться, что оборудование

связи было просто неподъемным, но это не
так. Вес приемопередатчика составлял
21,5кг, а рабочего комплекта – 39,5 кг. Не
сказать, что пушинка, но и не сверхтяжесть. 

раритеты времен ссср

Многие посетители шли посмотреть на

отреставрированные автомобили периода
СССР. Здесь и престижнейшие для своего
времени 21-е и 24-е «Волги» разных модифи-
каций, и «горбатый» ЗАЗ-965 «Запорожец»,
про который в народе ходили байки и анекдо-

ты. А сейчас – это культовый автомобиль,
который холят и лелеют больше, чем во вре-
мена тотального дефицита автомобилей.

Да, были времена... Когда-то в 80-е годы

британская Time с удивлением констатиро-
вала: «Советский Союз – единственная стра-
на в мире, где подержанный автомобиль
стоит дороже нового». И ведь было такое.
Владелец ВАЗ-2103 «Жигули», купленного
за 7 500 руб., мог поездить на машине пару-
тройку лет и продать ее за 9 000–9 500 руб.
В то время «Ладами» очень интересовались
жители советской Прибалтики. 

Про «Волги» то же самое. При стоимости

люксового автомобиля в 9 640 руб. (в народе
округляли до 10 тыс. руб.) продать такую
роскошь можно было по двойной цене. А но -
вую, без пробега, и за три цены, за 25–
30тыс. руб. В конце 80-х, когда я служил на
Дальнем Востоке, дневал и ночевал на авто-
рынке Уссурийска, стоимость универсала
ГАЗ-24-12 с иголочки составляла немысли-
мые 50 тыс. руб., а за престижный седан
просили еще больше. А сегодня такую тех-

нику себе могут позволить те, кто об этом
при СССР и мечтать не мог!

для самых маленьКих

Самым маленьким в Сокольниках были

адресованы металлические машины с пе -
дальным приводом. Одна из них носит назва-
ние «Урал» и создана по мотивам дизайна
представительского ЗИС-110 и легендарной
«Победы» ГАЗ-М20. Во времена Советского
Союза приобрести такую «игрушку» весом в
23 кг было почти нереально, и дело даже не в
ее стоимости. Модель отгружали по списку
советской номенклатуры, подведомственным
медицинским учреждениям и домам отдыха
членов Правительства. Автомобильчик выпус-
кал Челябинский кузнечно-прессовый завод в
период 1957–1964 гг.

Выставка традиционно порадовала обили-

ем сувенирной продукции, автомобильных
аксессуаров, специальной литературы. Путе -
шествие назад, в царскую Россию и Советский
Союз состоялось! Впечатлений точно хватит до
следующего раза. Эх, поскорее бы!

выставки

59

Главный экспонат тематического раздела «Первые мото-
ры России» – «Руссо-Балт» тип К12/20 выпуска 1911 г.