Первой на российский рынок вышла компа-

ния Volvo, поставившая в 1996–1997 гг. пер-
вую партию таких машин. К началу 2001 г. у
нас в стране эксплуатировалось 12 сочленен-
ных самосвалов Volvo, пять лет спустя их
количество выросло более чем в 10 раз.
В2000 годах на российский рынок подтяну-
лись такие именитые производители , как,
Caterpillar, Komatsu, Bell, Terex, John Deere и
ряд других. 

До кризиса 2008 г. российский рынок со -

члененных самосвалов быстро рос: в 2004 г.
было импортировано 68 машин, в 2006-м –
104, в 2008-м – 184. Суммарно с 2001 по
2008г. «российскую прописку» получило по -
рядка 700 самосвалов, более половины из
которых – Volvo. В 2013 г. емкость самосваль-
ного сегмента выросла почти вдвое относи-
тельно показателя 2008 г., составив 347 ма -
шин (включая новые и б/у). В 2014 г. поставки
сократились до 236 ед. В 2015 г. импорт сни-
зился до 51 штуки. А вот 2016 г. продемон-
стрировал двукратный рост, вселив надежду
на выздоровление рынка и дальнейшее уве-
личение объемов продаж в 2017 г. 

Несмотря на достаточно широкий типораз-

мерный ряд предлагаемых сочлененных
самосвалов – грузоподъемностью от 18 до
60т – на российском рынке наиболее востре-
бованы машины 30- и 40-тонные, львиная
доля продаж приходится именно на них. 

В последние несколько лет производители

сочлененных самосвалов активно обновляли
и расширяли свои модельные ряды. В новой
технике нашли применение современные тех-
нические решения, однако не все они вопло-
тились на моделях, предлагаемых в России. 

рассмотрим основных иГроКов

российсКоГо рынКа Шсс.

В конце 2016 г. компания Volvo запустила в

производство сочлененные самосвалы обнов-
ленной серии G. В этой серии появились две
совершенно новые модели – это А45G грузо-
подъемностью 41 т и флагманская, самая
мощ ная, А60Н грузоподъемностью 55 т. Те -
перь актуальная линейка включает семь ма -
шин грузоподъемностью от 24 до 55 т. В стан-
дартной комплектации на этих самосвалах
установлены системы помощи при разгрузке
и при подъеме в гору, модернизированная
си стема торможения двигателем, улучшен ал -

горитм переключения передач с целью по -
вышения топливной экономичности. На моде-
ли А60Н в стандарте стоит активная передняя
гидроподвеска и система взвешивания. 

Компания Bell предлагает наиболее широ-

кий модельный ряд сочлененных самосва-
лов– девять моделей грузоподъемностью от
18 до 60 т. 60-тонник является единственным
в мире серийным сочлененным самосвалом
такой грузоподъемности. В последние не с -
коль ко лет компания внедряла в производ-
ство новые самосвалы серии Е, эти машины
получили масштабные изменения. В 2016 г.
компания объявила о запуске производства
новой модели Bell B60E грузоподъемностью
55 т. Это первый в мире сочлененный само-
свал такой грузоподъемности, имеющий все -
го две, а не три, как обычно, оси. Внешне он
похож на типичный жесткорамный карьерный
самосвал, однако – это полноприводная со -
чле ненная ма шина. 

Компания Caterpillar предлагает четыре мо -

дели сочлененных самосвалов. Наиболее по -
пу лярными являются модели 730С2 грузо-
подъемностью 28 т и 745С грузоподъем-
ностью 41 т. Кроме того, в линейке представ-

66

соЧлененные

самосВалы:

20 лет на российском рынке

внедорожнаяспецтехника