69

обходимости, что серьезно упрощает работу
оператора. Кроме того, на самосвалах в стан-
дартную комплектацию входит система уда-
ленного мониторинга JDLink. Также машины
оснащены системой удержания на склоне,
предотвращающей опрокидывание. 

Динамично развивающийся сегмент сочле-

ненных самосвалов в 2011 г. пополнила ком-
пания Liebherr, представившая 30-тонную
модель TA 230 (6x6). Традиционно, как и в
другой своей технике, в самосвалах Liebherr
применяет важнейшие компоненты собствен-
ной разработки. С момента российской премь-
еры в 2011 г. Liebherr поставил в нашу страну
несколько десятков таких машин. В настоя-
щее время производитель работает над мо -
дернизацией своей первой модели, ре зуль -
татом которой станет линейка из машин гру-
зоподъемностью 30 и 40 т.

Другие зарубежные марки шарнирно-со -

члененных самосвалов поставляются на рос-
сийский рынок единично, а потому малоиз -
вестны у нас. Среди них, например, такие
весь ма популярные в Европе марки, как,
Doosan Moxy, Hydrema и ряд других.

Большинство производителей сочлененных

самосвалов предлагают не только самосваль-
ные варианты. Шасси могут быть оборудованы
для применения в иных, нежели в самосваль-
ных, целях. Их используют в качестве трубово-
зов, лесовозов, контейнеровозов, машин для
очистки аэродромов, поливальных машин для
карьерных дорог, водовозов, топливозаправ-

щиков, мультилифтов, седельных тягачей,
бетоносмесителей, пожарных машин и т.д.
Правда, спрос на такую технику очень мал, во
всяком случае, в России.

Китайцы, весьма преуспевшие на россий-

ском рынке строительной и дорожной техни-
ки, пока не спешат выводить свои сочленен-
ные самосвалы, хотя, такая техника уже есть в
Поднебесной. В последние несколько лет ряд
фирм представил свои версии сочлененников,
среди них, например, – XCMG, Sany, BZK.

За два десятилетия, прошедшие с того мо -

мента, как в Россию были завезены первые
сочлененные самосвалы, отечественный ры -
нок формировался за счет импортной техники.
Нельзя сказать, что российские про из во ди те -
ли не предпринимали попыток по пробовать
свои силы в перспективном сегменте, но все
потуги создать что-то свое так и остались в
области опытных разработок, хотя, всякий раз
представляя свое новое детище, разработчи-
ки обещали скорое серийное производство. 

Так, в начале 2000-х годов завод «ЧСДМ»

разработал сочлененные самосвалы грузо-
подъемностью 16 и 25 т. Машины были
приняты к серийному производству, но в
серию так и пошли. 

В 2013 г. компания «ЧЕТРА» представила

самосвал С-33 грузоподъемностью 33 т, выпу-
щенный на заводе «Промтрактор». Машина
получила наиболее ответственные узлы и

агрегаты от известных иностранных произво-
дителей – двигатель Cummins, трансмиссию и
мосты ZF, блоки клапанов и узлы гидравлики
трансмиссии PMC Polarteknik и т.д. Серийное
производство планировалось на 2016 г. 

В 2014 г. Петербургский тракторный завод

представил свою версию сочлененника –
двух осный полноприводный самосвал «Ки -
ро вец» К-708.2 грузоподъемностью 20 т. До -
ра бо танный образец К-708.2 имеет грузо-
подъемность 25 т. На нем применен 300-
сильный двигатель Cummins и трансмиссия
ZF. Под веска – жесткая безрессорная. Пока
К-708.2 в прайс-листе Петербургского трак-
торного не значится. 

Белорусские производители также не

обошли вниманием сегмент сочлененных
самосвалов. В производственной програм-
ме холдинга «БелАЗ» представлены три
новые мо дели самосвалов МоАЗ грузо-
подъемностью 27, 36 и 50 т. Машины уком-
плектованы двигателями Cummins, имеют
гидромеханическую трансмиссию и пнев-
могидравлическую подвеску. «Амкодор»
также предпринимал по пытку наладить
выпуск сочлененных самосвалов. В 2007 г.
им был презентован самосвал грузоподъ-
емностью 24 т. В дальнейшем предприятие
выпустило небольшую партию ма шин,
предназначенных для испытаний, но в
серию они так и не запущены.

внедорожнаяспецтехника

Самосвал John Deere 410E