уборки снега с обочин дорог, откосов и за
ограждением дороги в зимнее время, для
планировки легких материалов (в т. ч. и гра-
вия) летом и в межсезонье; на эксплуатируе-
мых машинах он встречается редко – хозяй-
ственники предпочитают грейдерную класси-
ку с фронтальным бульдозерным и средним
грейдерным отвалами. 

К примеру, «Примавтодор» в прошлом

августе ввел в работу отечественный грей-
дер тяжелого класса РМ ДЗ-98В. Мы тогда
писали в ленте новостей на наших сайтах
(РИА Мотор, «Автоперевозчик.Спецтехника»,
«Спец Маш Ин фо»), что мощный дорожник с
механической трансмиссией и отечествен-
ным силовым агрегатом ЯМЗ-238НД3 мощ-
ностью 173 кВт и солидной палитрой смен-
ного рабочего оборудования (бульдозерный
отвал, средний и боковой грейдерные отва-
лы, рыхлитель) станет хорошим инструмен-

том в строительстве новых дорог. Спустя
месяц (в сентябре) тяжелый автогрейдер с
полной номенклатурой штатного и дополни-
тельного рабочего инструментария восста-
навливал дороги, пострадавшие от мощней-
шего тайфуна «Лайонрок». 

Сами механизаторы говорят, что тогда, в

удаленном режиме эксплуатации техники,
спальник в кабине автогрейдера не помешал
бы: в ходе ликвидации последствий тайфуна
машинисты работали ударно, отсыпались час-
другой прямо в кресле грейдера и снова при-
ступали к работе, поскольку возвращаться на
отдых, ночлег в места базирования или к бли-
жайшим населенным пунктам было далеко по
расстоянии и долго по времени. Все старались
оперативно наладить транспортное сообще-
ние с отрезанными территориями: жители с
нетерпением ждали подвоза продуктов, топ-
лива и, главное, чистой питьевой воды.

Атранспорт из-за смытых тайфуном мостов и
разрушенных дорог пробиться не мог.

В ноябре дорожники Приморья направили

новенький грейдер ГС-14.02 с такой же мар-
кировкой производителя в наиболее постра-
давший от стихии Ольгинский район. Машина
средней размерной группы шла без бокового
отвала. Весь операционный процесс тянули на
себе фронтальная и средняя лопаты, работая в
грейдерном и бульдозерном режимах. Ме -
ханизаторы отдыхали прямо в кресле.

В текущем сезоне это дорожное хозяйство

получит еще 18 отечественных грейдеров
сред ней размерной группы. Ни один из них
кабинами со спальником располагать не
будет. Однако уже изучается вопрос о воз-
можной покупке в перспективе нескольких
машин в исполнении для удаленной автоном-
ной работы: время вносит корректировки, тре-
буя и такой компоновки спецтехники…

«Дормаш» из Орла  предлагает четыре грейдерные
модели с мощностью  мотора от 95 до 300 л.с.

Грейдер СДМ-25 
со спальным местом в кабине