ленную редакцией по итогам статистики
санкционных 2014–2016 гг. 

В 2014 г. доля малолитражных землекопов

в емкости импортных экскаваторов занимала
33,48%, а в 2015 г. она резко пошла вверх,
составив 45,27%. В прошлом году эта ниша
сжалась до 29,8%. 

Это их маломерКи бодаются за

лидерство, а не наШи…

Интересной видится трансформация всей

экскаваторной ниши импорта, в которой
основная конкуренция разворачивается
между самыми рейтинговыми сегментами –
упомянутыми выше мини-экскаваторами (до
10 т) и среднеразмерными (10–20 т). Для при-
мера можно взять 2014-й, когда позиции их
ввоза находились практически рядом – 2 480
ед. у мини-экскаваторов и 2 999 ед. у средне-
размерных. В 2015-м лидерство все-таки
перешло к мини-экскаваторам, но уже в про-
шлом году в секторе среднеразмерных экска-
ваторов оказалось на 122 импортированные
машины больше. 

Подготовленная редакцией инфографика

(

см. Диаграмма 2) наглядно показывает до -

левое соотношение всех размерных групп. 

На текущем этапе российский рынок мини-

экскаваторов не дотягивает к долевым пока-
зателям спроса в развитых странах, где уже
сосредоточено 65% мировой емкости мини-
экскаваторов. Правда, спад продаж малолит-
ражных копателей остановился прошлым ле -
том и да же превзошел показатель III квартала
2015 г., но к финишу года сбыт ма ломерных
землекопов снова начал сползать в сторону
нулевой отметки (

см. Диаграмма 3). 

В 2016 г. в ежеквартальных хит-парадах

продаж малолитражных землекопов Komatsu
один раз занимал первую ступень (IV квартал)
с долей 22,8% в емкости мини гидравличе-
ских экскаваторов, два раза вторую (I и
IIIкварталы) с долей 17,7% и 15,3% соответ-
ственно, и один раз – третью (II квартал)
сдолей  14,2%. 

Бренд Hitachi держался на первой ступень-

ке I и II кварталы с результатом 25,2% и 17,8%
соответственно, в III квартале он вообще не
вошел в трехуровневый рейтинг, но в IV квар-
тале он занял третье место с 10% доли в
общероссийской емкости малолитражных
экскаваторов. Yanmar после первого квартала
с 10% своей части в нише слетел с третьего
места хит-парада на долгие два срока и

появился только в итоговой таблице рейтинга
IV квартала сразу на второй строчке с 10%
доли. 10 % ниши имел Hitachi, но он относи-
тельно IV квартала 2015 г. заработал жирный
минус в 54,8%, а Yanmar наоборот – приплю-
совал 75%. 

В ТОП-3 2016-го дважды засветилась

Kubota – во II квартале на втором месте с
долей 16,6% и в III квартале на третьем месте
с результатом ниши в 14,8%. Один раз пока-
зался бренд Kobelco, занявший в III квартале
первую строчку хит-парада с долей 18,1%. Он
тогда оказался единственным игроком, кто
относительно III квартала 2015 г. сработал в
двухзначный плюс, дав прирост в 65%.

Анализ рынка гидравлических экскавато-

ров группы мини показал, что на российской
торговой площадке в этой нише не нашлось
хорошего места китайским брендам. Они в
свое время упустили класс гидравлических
экскаваторов до 10 т, сделав акцент на сред-
ний и тяжелый размер и теперь при всем
желании взять реванш не могут. Впрочем, и
другие маститые производители, чьи средне-
размерные и тяжелые экскаваторы на слуху и
пользуются хорошим спросом, тоже пробить-
ся в первые строчки не могут.