разметки и обрабатывает его в центральном
блоке управления. Координаты определяются
и в дневное, и в ночное время при помощи
вы сокоскоростного лазерного сканера, элек-
тронного гироскопа, датчика перемещения.
Си стема распознает одну и две полосы старой
дорожной разметки шириной от 80 до 200 мм
с помощью все того же интеллектуального ла -
зерного сканера в диапазоне 600 мм. После
этого машина автоматически наводит одну
или две пары покрасочных пистолетов на по -
лосы старой разметки с помощью высокоча-
стотного линейного привода. Точность наве-
дения – до 10 мм. 

Использование такой техники позволяет

ускорить нанесение повторной разметки в
1,5–2 раза. В полуавтоматическом режиме
сканер подает сигнал пульту, который включа-
ет покрасочные пистолеты в начале старого
штриха, его длина задается пультом управле-
ния. В ручном режиме оператор тоже может
работать, он самостоятельно определяет нача-
ло и конец старой разметки по монитору,
включает и отключает покрасочные пистолеты
при помощи джойстика, подключеного к тер-
миналу.

«ЛИС» уже успешно используется многими

дорожными организациями Евросоюза. Сис -

тема прошла испытания и на дорогах США,
получив многочисленные положительные от -
зывы специалистов, вызвав интерес у крупных
дорожных компаний. Уже планируются долго-
срочные деловые отношения по поставкам,
даже получено официальное членство в Аме -
риканской Ассоциации Безопасности До рож -
ных Служб: бизнес-интересы американских
дорожников всех форм собственности стоят
выше любой политики и политиков. 

Палитра машин у белорусского производи-

теля обширная, начиная от установок для бы -
с тросохнущих красок со светвозвращающими
стеклошариками («Шмель А/АН», «Шмель
12А», «Контур 600»), термопластиками («Кон -
тур 700 ТП») до универсальных машин «Контур
600 ХП Спрей» с технологией двухкомпонент-
ного холодного нанесения спрей-пластика
(впропорции 50/50) так и дорожной краской,
«Контур 700 ТПК» для нанесения горизонталь-
ной дорожной разметки термопластиками и
однокомпонентными быстросохнущими эма-
лями с использованием светоотражающих
стеклошариков, а также «Контур 700 ХПК» для
нанесения толстослойной разметки двухком-
понентым пластиком (98:2) или тонкослойной
быстросохнущей эмалью. Во всех случаях
предусмотрена возможность внедрения в раз-

меточный материал стеклошариков. На но си -
мые линии могут иметь гладкий, структурный
хаотический, структурный капельный вид. Ма -
шина способна наносить при разметке пла-
стиком двойную линию за один проход.
Правда, у американцев подобной техники и
своей достаточно, но вот на систему повторе-
ния разметки «ЛИС» они купились сразу.

Интерес заокеанских дорожников подогре-

ла и созданная в 2016 г. белорусская разме-
точная машина-робот. Это – беспилотник спе-
циально для работы на загородных дорогах.
Привлекательность в том, что ему предвари-
тельная разметка не нужна: беспилотник все
нарисует с первой попытки и с точностью до
пяти миллиметров.

Если классические машины дорожной

разметки работают со скоростью 5–7 км/ч, то
беспилотник сможет выполнять ту же опера-
цию в три раза быстрее. Для дорожной раз-
метки, очень быстро теряющей свои свой-
ства даже при самых современных техноло-
гиях нанесения и применяемых материалов,
такая производительность очень привлека-
тельна, что сразу поняли не столько наши
дорожники, сколько дальнего зарубежья.
Так стоит ли удивляться, что дороги там
лучше…

малаяспецтехника

81

Магистральная разметочная машина Виннер А622
с маркировкой Смоленского завода «Тау-С»