У упомянутого «Газпрома», чьими уси-

лиями в основном пока и продвигается
развитие газомоторной техники в России,
есть серьезные наработки, но его парк
АГНКС в количестве 254 ед. объединен в
сеть пока лишь единым брендом, но не
системой построения цепи заправок для
создания хотя бы подобия транспортных
коридоров. Все это только в планах. Ближе
всех к газотранспортным коридорам на
данном этапе сети АГНКС в Татарстане и
Башкортостане.

Ожидается, что на первом этапе (до 2020

г.) газозаправочная инфраструктура с мар-
кировкой корпорации появится на самых
загруженных автодорогах М-10 «Россия» (от
границы с Финляндией до Москвы), М-7
«Волга», М-5 «Урал» и М-4 «Дон». Второй
этап, рассчитанный на 2021–2025 гг., дол-
жен охватить сетью газовых заправок с
минимальным уровнем покрытия все основ-
ные федеральные трассы, а на третьем этапе
(2026–2030 гг.) сеть АГНКС должна еще
уплотниться.

К слову, «Газпром» в настоящее время

является примером перевода собственного
автопарка на КПГ, ежегодно приобретая (см.
Диаграмму 5) не менее тысячи машин. При

этом не забывая наращивать темпы строи-
тельства заправок для техники CNG. 

по мотивам басенноГо жанра

Результативность вроде хорошая, за 2016г.

«Газпром» построил 35 станций и четыре
реконструировал, однако для огромной стра-
ны это «капля в море». Иодним «Газпромом»
сыт не будешь, необходима государственная
программа поддержки развития газомотор-
ной техники и заправочной сети АГНКС. 

Вряд ли скрасит общегосударственную

статистику и «Роснефть», присоединившая-
ся к проекту. У нее на текущий год вообще
амбициозные планы – сдать сразу 15 объ-
ектов газозаправочной инфраструктуры. Они
находятся в стадии строительства в Во -
ронежской (4 ед.), Ульяновской (3 ед.), Сара -
товской (3 ед.) областях и в Ставропольском
крае (5 ед.) и в IV квартале уже будут готовы
к вводу в эксплуатацию.

Китайцы могут творить чудеса: если к лету

прошлого года они имели 6502 станции, то к
финишу 2016 г. Поднебесная довела количе-
ство заправок для газомоторной техники до
7905 ед., в очередной раз удивив мировое
сообщество. Для примера: в 2000 г. Китай
содержал всего 5 АГНКС, в 2004 г. их стало на

одну больше, но уже в 2008-м их было 1 тыс.
шт., в 2012-м – 2 784 шт., а уже по состоянию
на 01.01.2017 г. – упомянутые 7 905 шт. 

По парку ГБА похожая картина. Если в

2000 г. насчитывалось 6 тыс. ед. газомотор-
ной техники, в 2004 г. – 69,3 тыс. ед., в
2008г. – 400 тыс. ед., в 2012 г. – 1,577 млн
ед., то в 2016-м страна финишировала с
парком в 5 мнл ГБА. На 

Диаграмме 6 пока-

зано соотношение позиции России к ТОП-5
мирового парка газобаллонных машин.

Никто не призывает догнать и перегнать

китайцев. Однако темпы внедрения газомо-
торной техники у нас уж слишком низкие.
Потому-то специалисты дочернего пред-
приятия «Газпром газомоторное топливо» на
заседании рабочей группы по использова-
нию природного газа в качестве моторного
топлива при правительственной комиссии
по вопросам развития ТЭК на выездном
заседании в Уфе 10 марта с. г. призвали
федеральные органы исполнительной вла-
сти оказать активную поддержку Минтрансу
России в разработке проекта государствен-
ной программы Российской Федерации по
внедрению газомоторного топлива на раз-
личных видах транспорта.

спецперевозки

89