конъюнктуре, владельцы спецтехники уже
поднимают расценки на свои услуги. Как
вариант выхода из тупика эксперты рассмат-
ривают рост спроса на вторичном рынке, но
он не резиновый, и его запасов надолго не
хватит. И здесь есть просвет: использовать
откапиталенные машины российского,
корейского и китайского производства.

Кстати, о Китае. Надежда на то, что деше-

вый «стройбат» из Поднебесной закроет все
бреши – иллюзия. Во-первых, китайская
спецтехника давно не продается по бросо-
вым ценам. И предложений меньше, чем до
кризиса – несколько брендов сейчас есть
только на рынке б/у (пример: автокраны
Zoomlion, XCMG и др.). Во-вторых, она так же
нуждается в обеспечении запасными частя-
ми, а это отдельная проблема сроков и логи-
стики. Наконец, у подержанного оборудова-
ния made in China очень низкий потенциал в
плане сохранения остаточной стоимости.
Неудивительно, что в Сибири и на Севере
такую сломанную спецтехнику часто не
ремонтируют, а оставляют в качестве донора
или бросают – получается дешевле.

Эксперты считают российский рынок спец-

техники сформированным, а это означает,
что новых игроков в 2017 г. мы, с большой
долей вероятности, не увидим. А вот насы-
щенность средствами производства недо-
статочная. Парк стареет, и это подстегивает

строительные организации планировать
инвестиции в его обновление. Надежды на
подъем связаны с крупными заказчиками в
лице горно-обогатительных комбинатов,
золотодобывающих рудников, крупных стро -
ительных компаний, обеспеченных стабиль-
ными госзаказами и бюджетным финанси-
рованием. А вот активизация спроса в рам-
ках дорожно-восстановительных работ, бла-
гоустройства придомовых территорий,
наращивания темпов жилищного строитель-
ства, скорее всего, будет незначительной.  

позитивная... осторожность

По оценкам экспертов АЕБ, в 2017 г. про-

дажи спецтехники не только стабилизируют-
ся, но и вырастут. Согласно оптимистическо-
му сценарию, прибавка на фоне низкой базы
2016 г. должна составить до 30%.
Основанием для таких заявлений должно
стать оживление в строительстве, укрепле-
ние рубля и необходимость обновлять
основные фонды у тех, кто взял паузу
вштормовые 2014 и 2015 гг. Проще говоря,
свою весомую лепту должен внести отло-
женный спрос.

Однако есть и скептики. Они напоминают о

том, что в начале года (январь 2017-го) были
внесены и приняты поправки в постановле-
ние Правительства РФ №719. Да-да, речь о
тех самых дополнительных условиях по

локализации, касающихся требований по
производству двигателей и кабин. Впрочем,
не все так плохо: локализация даже боль-
ших узлов вполне реальна. Те же дизельные
двигатели разной мощности могут предло-
жить 

ярославский 

«Автодизель» 

и

«Cummins-KAMA» из Набережных Челнов.

Ситуация должна измениться в корне,

ведь спецтехники не хватает. Например,
парк предприятий, занятых содержанием
федеральных трасс, укомплектован менее
чем наполовину от нормативной потребно-
сти, а износ работающей спецтехники бли-
зок к 75%. Свою роль должна сыграть подго-
товка инфраструктуры к Чемпионату мира по
футболу 2018 г., прокладка магистрального
газопровода «Сила Сибири» и развитие
инфраструктуры Крыма. Есть и другие точки
роста. Участники рынка держат в уме и меры
государственной поддержки в рамках
импортозамещения и поддержки машино-
строительного комплекса.

На десерт – аргументированный позитив.

Агентство Off-Highway Research опубликова-
ло прогноз на ближайшую перспективу. По
оценкам аналитиков, 2016 г. стал нижней
точкой в пятилетнем цикле развития миро-
вого рынка спецтехники. Далее должен
последовать рост, не резкий, а постепен-
ный– как в природе: за зимой следует
весна, а уж потом и лето!

спецэкономика

93