из рабочеГо племени 

«Муравей» не выпускается уже более два-

дцати лет, но по нашим весям шустрят еще
тысячи трехколесных микро-грузовичков. Их
бережно чинят, из двух-трех собирают один,
ставят на ход: альтернативы грузовым мото-
роллерам в глубинке порой не найти. Иногда
от оригинала остается только рама. Родных
движков на такой технике мало, ставят такие
же одноцилиндровые двухтактные от мото-
циклов и других транспортных средств. Ку -
зовные модули в большинстве своем это бор-
товые платформы с задним откидывающимся
бортом для перевозки «длинномера», фурго-
нов в пользовании практически не осталось. 

«Муравей» стал собственно «Муравьем» не

в 1957 г., когда на Тульском машинострои-
тельном заводе выпустили первую партию
грузовых мотороллеров ТГ 200 с буквенным
индексом «К» (кузов) или «Ф» (фургон), а чуть
позже – в 1969-м. Тогда модернизированному
трехколесному ТС к индексу ТГА 200 присо-
единили имя собственное. 

Базой послужил двухместный мотороллер

«Тулица» 200-й серии (Т-200), а тестовой пло-
щадкой для самого маленького в СССР грузо-
вика ТГ (Тулица грузовая) стала заводская
тер ритория. Скоро эту спецтехнику на чала
эксплуатировать торговая сеть, предприятия
коммунальной, бытовой сферы. Госплан вклю-
чил грузовой мотороллер в план поставок для
предприятий страны. В индивидуальное поль-
зование такие машины тогда не продавались.

Хотя это транспортное средство относилось

к мотоциклетному типу, его статус был выше.
Сегодня такую технику классифицировали бы
как коммерческий транспорт сверхлегкой
группы. Главное отличие в том, что вместо
спи цованных колес здесь установлены штам-
пованные дисковые. Мотор был от 2-колесно-
го мотороллера мощностью 8,5 л.с. – одноци-
линдровый двухтактный под самый дешевый
бензин А-72, хотя проглатывал и менее окта-
новый А-66.Бензин нужно было смешивать с
моторным маслом в пропорции 25:1.

Поскольку в комплектацию входил дина-

стартер, работающий как стартер при запуске
мотора и как генератор потом, то для пуска
двигателя достаточно было повернуть ключ
зажигания. Позже для подстраховки начали

устанавливать кикстартер. Бортовое 12-воль-
товое питание подавалось от аккумуляторной
батареи (6МТС-9). Привод был цепной: внача-
ле от движка крутящий момент передавался
на 4-ступенчатую коробку передач, потом по
звеньям цепи эстафету принимал дифферен-
циал с коническими шестернями и двумя
сателлитами на задней оси.

незабываемый...

По габаритам «Муравей» – настоящая мало-

мерка – 2,69 м в длину, 1,25 м в ширину. Вы -
сота колебалась с 1,54 м у мотороллера с фур-
гонным кузовом до 1,07 м в бортовом ис пол -
нении платформы. Грузоподъемность не шу -
точная – два центнера с небольшим: можно
было инструмент перевезти, мусор вывезти, в
село товар доставить и т.д. Появившиеся гру-
зопассажирские мотороллеры с удлиненным
сиденьем для пассажира в колхозах быстро
приспособили для доставки в поле термосов с
обедами для механизаторов. 

Впрочем, модификаций было много. По

просьбе городской торговли в 1962 г. плат-
форму начали комплектовать инновационным
для того времени изотермическим кузовом
для доставки мороженого к точкам торговли,
молока в школы и детские сады. Конст рук -
торов за это наградили медалями ВДНХ. 

С годами появились более мощные моторы

(14 л. с.) и выросла грузоподъемность «Му ра -
вья»: он при собственном весе 258 кг в кузов-
ной и 285 кг в фургонной версии способен пе -
ревозить 315 кг, а в более поздних версиях
340 кг груза. Это паспортные рекомендации,
на деле грузовые мотороллеры возили боль-
ше. Умельцы сделали «Муравью» удлиненную
ба зу с двумя колесными парами под кузовом,
превратив ТС в 5-ко лесник, чем увеличили
гру зоподъемность и полезные габариты плат-
формы. Пик спроса пришелся на 1987–
1989гг., когда мотороллеры появились в сво-
бодной продаже. В 1988 г. Тула отправила
потребителям 82 144 «Муравьев». 

Тульский машзавод собирался возобновить

выпуск грузовых мотороллеров в новой вер-
сии, но дело застопорилось. Зато на рынке
появились грузовые трициклы Bajaj Maximaс с
индийской маркировкой, начало тестов кото-
рых пришлось на дни 60-летия «Муравья»…

спецавтотехника

95