ника с принудительным удалением груза из
платформы.

Помните, в ХХ в. широко применялись са -

мосвальные прицепы и полуприцепы с оваль-
ной формой «совка»?! Характерный пример –
выпускавшийся Мытищинским машинострои-
тельным заводом с августа 1967 г., автопоезд:
самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 с одноосным прице-
пом. При цеп имел тот же кузов, что и грузо-
вик. Се годня подобные ре шения тоже практи-
куются, но совсем необязательно. Нередко у
тягача и прицепа форма кузова разная, что
обусловлено спецификой применения.

Направление и способ опрокидывания ку -

зова тоже формируют различные сегменты
самосвальных автотранспортных средств. Есть
транспорт исключительно с задней разгруз-
кой, с боковой (на одну или две стороны),

стрехсторонней (влево, вправо и назад) и с
предварительным подъемом платформы и
последующим опрокидыванием на стороны
или назад. По способу опрокидывания в от -
расли выделяют самоопрокидывающиеся са -
мо свальные платформы и с принудительным
подъемом. Первые обычно встречаются шар-
нирного типа, вторые – с помощью пневмати-
ческих, гидравлических или механических
устройств. 

Наиболее востребованной стала техника с

гидравликой, которой присуща простота
устройства и обслуживания, надежность и
ремонтопригодность, плавность хода привода.
Куда сложнее самосвалы с бункерной выгруз-
кой на стороны или под кузов. Тем не менее, в
целом ряд случаев именно они являются наи-
более оптимальными средствами транспорти-

ровки сыпучих грузов. Спрос находят модели
полуприцепов с конвейерным полом и шнеко-
вые, с продольным винтом. И здесь выбор
велик как по моделям импортного, так и оте-
чественного производства.  

ПрицеПная Палитра

Современный самосвальный флот России

трудно представить без прицепной техники
производства РФ. На слуху товарные марки
Бецема, НЕФАЗ, МАЗ, Манак-Авто, СЗАП,
Тверь строймаш, ТОНАР, ЧМЗАП, Grunwald. По
ним развита сервисная поддержка в разных
регионах страны. Свою лепту в модельное
разнообразие вносят полуприцепы иностран-
ного производства и выпущенные на совмест-
ных предприятиях. Это бренды Benalu, Bodex,
Fliegl, Fruehauf, Kassbohrer, Meiller-Kipper,

подвижной состав

40

Mercedes + Schmitz = надежное сочетание

Шведские Volvo популярны на просторах СНГ и в
качестве тягачей для самосвальных полуприцепов