Великой Отечественной войны, но это не
мешало конструкторам задумываться о
комфорте пассажиров в будущем – эта ма -
шина впервые в СССР получила обогрева-
тель салона, электрические стеклоочисти-
тели и указатели поворотов. Автомобиль
работал в такси, возил чиновников. Его ти -
раж составил около 250 тыс. экз.

60 лет
Ирбитский завод автоприцепов в 1957 г.

завершил работу над новой моделью двух-
осного автомобильного прицепа ИАПЗ-754В
на агрегатной базе грузовика ЗИЛ-164А. Его
кузов представлял собой деревянную плат-
форму с тремя открывающимися бортами.
Основным тягачом выступал бортовой ЗИЛ-
164А. При собственной массе 1900 кг он обла-
дал грузоподъемностью 4000 кг. Внутренние
размеры платформы: 3848х2207мм при высо-
те бортов 595 мм. Дышло располагалось на
высоте 875 мм, погрузочная высота доходи-
ла до 1270 мм.

55 лет
В 1962 г. столичный завод имени Ли -

хачёва приступил к производству седельно-
го тягача ЗИЛ-157 КВ (6х6). Он продержался
в серии до 1978 г. включительно и был
очень востребован в войсках, особенно в
частях ПВО. Габариты тягача: 6770х2270х
2360 мм. Колесная база: 3665+1120 мм.
При собственной массе 5440 кг (с лебедкой
5700кг) автомобиль мог буксировать полу-
прицеп массой 11150 кг по шоссе и
6250кг по грунту.

50 лет
Полувековой юбилей отмечает городской

автобус большого класса ЛиАЗ-677 (4х2).

Завод в подмосковном городе Ликино-
Дулево приступил к их серийному про-
изводству в 1967 г. Модель имела длину
10450 мм, ширину 2500 мм и высоту
3115мм. В салоне размещалось 25 сиде-
ний. Общая вместимость достигала 80 пас-
сажиров, а в час пик – до 110 человек.
Всерии были модификации: 677А – север-
ный вариант, 677Б – пригородное исполне-
ние, 677В– экскурсионный, 677Г – город-
ской с газовым двигателем и 677П – пер-
ронный для перевозки авиапассажиров
внутри аэропортов. С 1978 г. в серию пошел
модернизированный ЛиАЗ-677М.

45 лет
В 1972 г. Горьковский автомобильный

завод приступил к конвейерной сборке
универсала «Волга» ГАЗ-24-02. На его базе
был создан санитарный вариант ГАЗ-24-03.
Он отличался наличием перегородки между
кабиной водителя и медицинской зоной,
оборудованием для крепления носилок и
носилками. Универсал имел габариты
4735х1820х1540 мм и обладал полной
массой 2040 кг.

40 лет
Весной 1977 г., с 5 апреля, в Советском

Союзе началось серийное производство
внедорожника ВАЗ-2121 «Нива» (4х4) с
трехдверным самонесущим цельнометалли-
ческим кузовом. Он имел габариты
3720х1680х1640 мм и весил 1150 кг.
Основоположник нового класса (без рамы!)
не раз модернизировался и в настоящее
время доступен в торговой сети как Lada
4x4 и Niva Urban.

35 лет
В 1982 г. Павловский автобусный завод

приступил к выпуску автобуса малого клас-
са ПАЗ-672М номинальной вместимостью
37 пассажиров: 23 на сиденьях и 15 стоя.
Предельная вместимость составляла 45
пассажиров. Ав то бус был построен на агре-
гатной базе грузовика ГАЗ-53-12. До снятия
с конвейера в 1989-м серию увидели раз-
личные модификации. Среди них «север-
ный» ПАЗ-672С, экспортный ПАЗ-672У для
стран с умеренным климатом и ПАЗ-672Ю
для государств с тропическим климатом. 

30 лет
Завод микроавтобусов в Риге в 1987 г.

приступил к выпуску 11-местного автобуса
малого класса общего назначения РАФ-
2203-01. До него на конвейере предприятия
в 1976–1987 гг. находился микроавтобус
РАФ-2203. Позже были созданы различные
модификации: 22031-01 – линейный авто-
мобиль скорой медицинской помощи и
2203-02, работающий на сжиженном газе.

25 лет
В феврале 1992 г. машиностроительный

завод «Бецема» из подмосковного
Красногорска изготовил первый серийный
автосамосвал. В мае 2017-го завод выпу-
стил 8500-й экземпляр, построенный на
шасси MAN TGS 40.440 со всеми ведущими
колесами (6х6). На сегодняшний день завод
устанавливает кузова на шасси автомоби-
лей всей европейской Большой семерки.