кой новенький аэродромный тягач ТМХ-350
с маркировкой французского производителя
TLD. Водильный тягач для буксировки воз-
душных судов (ВС) с максимальной взлет-
ной массой до 300 т в ходе выставки букси-
ровал с помощью немецкого водила J-
TOWversa1 исполинский Airbus А350 к ВПП,
а после показательных полетов – возвращал
на стоянку.

Буксировочное устройство с маркировкой

JMS AG имеет универсальные замки зацепа
для подсоединения к передней стой -
кесамолетов A330, A340-200 / -300, A350-
900, B767, B777, B787, IL-96, L-1011, DC-10,
MD11 и др. 

Практически все наземные перемещения

ВС производились по технологии водиль-
ной буксировки. Безводильные тягачи на
рулежках не встречались. А вот в выставоч-
ной экспозиции такая техника присутство-
вала. На общем фоне выделялся безводиль-
ный тягач «Геркулес» НПП «Авиаспецмаш».
Это была премьера полностью электротяго-
вой машины. 

В первую очередь «Геркулес» предназна-

чен для маневрирования ВС в закрытых
ангарах, сервисных зонах и на авиастрои-
тельных предприятиях, буксировки самоле-
тов с максимальным взлетным весом до
100т на аэродромах, в т.ч. в условиях низко-
го качества покрытия и при любых погодных
условиях на всей территории РФ. 

Комплекс включает в себя легкосъемное

рабочее место оператора-водителя. Это
может быть открытая или отапливаемая
кабина. Средняя скорость движения не пре-
вышает 20 км/ч, при дистанционном управ-
лении маневрирование производится со
скоростью до 5 км/ч.

Директор по стратегическому развитию

НПП «Авиаспецмаш» Михаил Колышев
сообщил, что образец уже сертифицирован.
Тягач работает с ВС по безводильному прин-
ципу, аналогов в российском машинострое-
нии нет. Впрочем, зарубежные прототипы
тоже не прижились у нас: легкие и средне-
размерные электрические тягачи зарубеж-
ного производства не выдержали россий-

ских климатических условий эксплуатации.
Разработчики учли ошибки европейских
производителей и создали электротяговый
тягач, способный работать во всех климати-
ческих зонах. Зарядки батарей для питания
четырех независимых электромоторов (на
каждое колесо) и вспомогательного обору-
дования хватает на день работы, средний
пробег составляет 180 км, чего аэродромные
тягачи даже при интенсивной работе не
всегда достигают. Для зарядки батарей
достаточно двух часов. 

Ходовая «Геркулеса» уникальна еще тем,

что при маневрировании все ведущие коле-
са могут работать по принципу погрузчиков
с бортовым поворотом, что позволяет коле-
сам по разным сторонам вращаться в проти-
воположном направлении, притормаживать,
обеспечивая поворот на месте. Суммарная
мощность всех четырех двигателей достига-
ет 200 кВт, что в четыре раза больше от экс-
периментального электротягового грузовика
ЗиЛ, имевшего в моторной нише один такой
двигатель. 

выставка

69