шлом году были показаны «умные» версии развозного
фургона, грузовика и автобуса. 

Но уже сегодня немецкие инженеры внедрили в

серию прогнозирующий круиз-контроль PPC, распознаю-
щий топографию местности с помощью спутника и пере-
ключающий передачи в автономном режиме. Ана ло -
гичные разработки также используют Volvo Trucks (I-See)
и Scania (Active Prediction).

Очень важная инновация Daimler Trucks – интеллекту-

альная система автоматического торможения Active Brake
Assist четвертого поколения. Она способна распознать
пешехода, велосипедиста и без участия водителя пред-
принять торможение до полной остановки перед препят-
ствием. Очень актуален и ассистент поворота
SideguardAssist. Он дополнен способностью обнаружи-
вать в мертвой зоне любое препятствие, будь то пешеход,
велосипедист или инвалид-колясочник. Радар этого
робота обнаруживает наличие машин и других объектов
на удалении до 250 м под углом 120 град., а радар ближ-
него действия сканирует зону на расстоянии 70 м.
Прозевал водитель помеху – и электроника выдаст пред-
упреждение звуковой и световой сигнализацией, не
начал тормозить – автоматика сделает это без вмеша-
тельства человека.

В свое время шведы изобрели Alcolock, который не

позволит завести автомобиль, если за руль сел нетрез-
вый водитель. Такие системы уже есть на грузовиках
Volvo калужской сборки, и в перспективе они появятся
на машинах других марок. Российским перевозчикам

доступна система контроля за движением по выбранной
полосе – ее ставят на Mercedes-Benz, MAN, Renault
Trucks, Scania и другие. И многие инновации россияне
получат на транспортных средствах с вторичного рынка.

Например, с ноября 2015 г. все новые грузовики в

странах еС должны быть оснащены системой автомати-
ческого экстренного торможения. Это означает, что когда
они пересекут границу РФ в состоянии б/у, наши пере-
возчики смогут повысить уровень безопасности перево-
зок, что называется, по умолчанию. А эффективность
роботов в управлении большегрузами доказана практи-
кой. Например, едущий на скорости 80 км/ч автопоезд
после распознания опасности может встать, как вкопан-
ный, через 40 м пути. Понятно, что это не панацея от ДТП,
но порог аварийности при таких электронных помощни-
ках резко снижается.

БеЗ ВОДИТеля В КАБИНе

На пике технического прогресса сегодня находится не

только Mercedes-Benz, но и другие производители: MAN,
Scania, Volvo Trucks. Новые системы безопасности внед-
ряются и на грузовиках DAF, IVECO, Renault Trucks. Этим
сегодня, по большому счету, никого не удивишь. А вот
что действительно уникально – это применение роботов
в управлении транспортными средствами. я не имею в
виду систему автономного вож        дения по автомагистра-
лям Старого Света European Truck Platooning. Речь о
самоуправляемых коммунальных и сельскохозяйствен-
ных грузовиках без водителя в кабине.

Например, шведы активно продвигают проект

Autonomous Refuse Truck. Это плод сотрудничества Volvo
Trucks и оператора по переработке бытовых отходов
Renova. С осени 2016 г. самоуправляемый мусоровоз на
шасси Volvo FM330 (4x2) на основе чтения GPS-карт пере-
мещается по территории без водителя. Он работает в
г.Гётеборге. При первом использовании машины на новой
территории ею управляет водитель. Бортовой компьютер
фиксирует параметры маршрута, и в следующий раз спо-
собен проехать его без вмешательства оператора. При
этом угловые лазерные сканеры дают команду на объезд
препятствия (например, в виде припаркованного автомо-
биля), а при невозможности – дают команду на остановку.
Выигрыш от такого решения многогранен: сокращение
штата экипажа до одного человека, уменьшение выбросов
углекислого газа в атмосферу, снижение расхода топлива
и исключение аварий из-за невнимательности водителя.

еще один проект, связанный с роботами на грузови-

ках, проводится в бразильском городе маринге, пример-
но в часе лета от Сан-Паулу. Здесь трудится роботизиро-
ванный Volvo FM270 (6x4): он перевозит сахарный трост-
ник по полям, не нанося вреда новым растениям. если
грузовики с человеком за рулем при транспортировке
создают условия для потерь около 4% будущего урожая,
то роботизированный большегруз исключает такие убыт-
ки. Уже подсчитано: потенциал повышения урожайности
на автомобиле с роботизированным управлением
составляет 10 т с гектара! Одним словом, за такой техни-
кой – будущее!

автокомпоненты

23