БРеНДы И ТРеНДы

По итогам 2016 г. лидером по объемам сбыта остается

марка «КАмА»: на долю Нижнекамского шинного заво-
да (НКшЗ) приходится почти четверть всех продаж –
24,6%. В принципе, с учетом масштаба крупнейшего
производителя автомобильных шин в РФ и СНГ, резуль-
тат вполне закономерный. Сегодня о предприятии знают
по шинам КАмА, КАмА Euro и Viatti.

На втором месте Cordiant с долей 19,9%, т.е. каждая

пятая проданная в России грузовая шина брендирована
логотипом данной компании. Бренд Cordiant появился в
2005 г. – он принадлежит холдингу «Сибур – русские
шины» и является частью группы Сибирско-Уральской
нефтяной компании. шины Cordiant «выпекают» на про-
изводственных мощностях «Омскшины» и «яро -
славского шинного завода». Создание новинок связано
не только с разработками собственного научно-иссле-
довательского центра, но и с покупкой технологий ино-
странных шинных концернов и, в частности, немецкого
Continental и словацкого Matador. По итогам прошлого
года шины Cordiant Professional позволили компании
ПАО «Кордиант» стать фаворитом по динамике про-
изводственного роста: объемы выпуска прибави-
ли56%. 

В первой тройке с долей 12,1% прочно удерживается

Michelin. Среди зарубежных марок это настоящий №1.
Французский бренд ставит перед собой амбициозную
цель: вести бизнес в России с темпами, превышающими
положительную динамику рынка. При этом производ-
ственная база находится преимущественно за рубежом:

в подмосковном Давыдово работает только цех по вос-
становлению грузовых шин и с 2004 г. – завод по
выпуску автомобильной резины для легкового транс-
порта. 

Bridgestone занимает 10,1% российского шинного

рынка, следом идут Goodyear (7,7%) и Continental (6,2%).
С большим отрывом за ними следуют Hankook (3.9%),
Belshina (2,1%), Triangle (1,7%). На остальные торговые
марки суммарно приходится 11,7%.

чТО БылО И чеГО ЖДАТь

Два года назад контроль над шинной отраслью пере-

шел от министерства энергетики РФ к министерству
промышленности и торговли РФ. Казалось бы, формаль-
ная рокировка оказала существенное влияние на
состояние шинного рынка. В частности, были приняты
меры по защите отечественных производителей и
импортеров от демпинговых цен китайских поставщи-
ков. Ввоз цельнометаллокордных (ЦмК) шин стал обла-
гаться налогом в размере 14,8–35,4%. Конкуренция
перестала быть «игрой в одни ворота», а ввоз шин ЦмК
made in China сократился на 4%. И хотя на рынке наме-
тилось смещение спроса в сторону более дешевых про-
дуктов, баланс сил стал более взвешенным. Правда,
дешевые китайские шины теперь ввозят из Таиланда...

На пике спроса перевозчиков находятся шины ЦмК.

По экспертным оценкам, суммарный объем сыта по ито-
гам текущего года должен составить 3,64 млн шт. про-
тив 3,26 млн. шт. годом ранее. если рост по итогам 2016
г. составил 13%, то на финише 2017-го ожидается рост
на 12%. При этом весь рынок грузовых шин, по оценкам

аналитиков, составляет 5,8 млн шт., включая 3,2 млн шт.
с радиальной конструкцией. 

Открытыми вопросами на повестке дня игроков шинно-

го рынка России останутся запрет на ввоз бывших в экс-
плуатации автомобильных покрышек, утилизация изно-
шенных каркасов на предприятиях РФ и тарифное регули-
рование в интересах отечественных производителей.

лОГИКА? НОВые ТеХНОлОГИИ!

Занимать лидирующие позиции фаворитам помогает

их стратегия. Например, у российских производителей
это ориентация на клиента, готовность к эксплуатации на
неровных дорогах и способность держать перегруз. 

У представителей зарубежных брендов в приоритете

выполнение пожеланий и ожиданий перевозчиков,
инновационные технологии и развитие сервисных услуг.
Ориентация на клиента подразумевает новый уровень
взаимодействия с клиентом и упрощение всех процес-
сов благодаря внедрению цифровых технологий. Новые
технические решения выступают гарантом безопасности,
надежности и экономичности. Наконец, профессиональ-
ное обслуживание шин позволяет экономить ресурсы
транспортной компании.

Но перевозчики дорог не выбирают. Они осуществ-

ляют доставку коммерческих грузов по федеральным и
региональным трассам. При этом на борту находятся
рефрижераторные, сборные, опасные, контейнерные и
другие грузы. По опросам транспортных операторов, во
главу угла перевозчики ставят снижение затрат и
исключение вероятности непредвиденного простоя в
пути. чрезвычайно важное значение играет выбор шин,

шины

38

Schmitz Cargobull начал выпускать свою линейку
шин совместно с корейской компанией Hankook