«В Таможенном кодексе ЕАЭС, который,

как предполагается, вступит в силу с

1января 2018 г., заложена принципиаль-

но новая концепция института уполномо-

ченного экономического оператора, отве-

чающая международным стандартам и

мировой практике. В этой связи для спе-

циалистов транспортных, логистических,

экспедиторских предприятий весьма

важным было бы уже сегодня владеть

информацией о том, какими правами

будут наделены участники рынка внешне-

экономической деятельности в статусе

УЭО, что им будет позволено?»

Денис Шепитьков, специалист по внешнеэконо-

мической деятельности и маркетингу транспорт-

но-экспедиционного предприятия (Витебск,

Республика Беларусь)

За разъяснением по данному вопросу редакция жур-

нала обратилась в Департамент таможенного законода-
тельства и правоприменительной практики евразийской
экономической комиссии. При предоставлении консуль-
тации наше внимание было обращено на то, что серьез-
ные упрощения в работе этой категории бизнеса связа-
ны, прежде всего, с фактом надежности уполномочен-
ных экономических операторов, как партнеров госу-
дарства.

По сравнению с ныне действующей практикой

Таможенный кодекс еАЭС существенно расширяет права
уполномоченных экономических операторов (УЭО), пре-
доставляя им, в том числе, возможность осуществлять
определенные таможенные операции в отношении еще
не выпущенных в свободное обращение товаров на
собственных площадках. Сейчас они совершаются сугубо
в зонах таможенного контроля в местах размещения
таможенных органов.

Уполномоченный экономический оператор – юриди-

ческое лицо, вовлеченное в международное движение
товаров и признанное соответствующим международ-
ным стандартам безопасности системы поставок.
Основные принципы его деятельности определены в
Киотской конвенции об упрощении и гармонизации
таможенных процедур. Благодаря следованию высоким
стандартам контроля перемещаемых товаров оператор
получает существенные привилегии в работе. Данный
статус освобождает от установленных ограничений,
существенно сокращает транспортные, коммерческие
расходы, временные издержки при осуществлении
таможенных операций.

ВОЗмОЖНОСТь ВыБОРА

Таможенный кодекс еАЭС предоставляет возмож-

ность выбора субъектом хозяйствования наиболее при-
емлемого для себя набора упрощений. Вместо пред-
усмотренного в настоящее время одного определено три
типа свидетельства УЭО, каждое из которых подразуме-
вает определенный объем упрощений для участников

внешнеэкономической деятельности, таможенных пред-
ставителей, владельцев СВХ и таможенных складов,
таможенных перевозчиков.

Первый тип свидетельства ориентирован на тех, кто

не имеет собственных площадей для хранения, не пре-
доставляет обеспечение уплаты таможенных платежей
при транзите и пр. При этом УЭО имеет возможность
приоритетного участия в пилотных таможенных проектах
и экспериментах, совершения таможенных операций в
первоочередном порядке. Помимо того, он получает
право на выпуск товаров до подачи таможенной декла-
рации на них при помещении под определенные тамо-
женные процедуры, а также не предоставляет обеспече-
ние уплаты таможенных платежей при выпуске товаров
до завершения проверки документов и при помещении
под таможенную процедуру таможенного транзита.

что касается международной перевозки грузов авто-

транспортом, то отметим два важных аспекта: неуста-
новление маршрута доставки товаров и возможность
замены транспортного средства без разрешения тамо-
женного органа.

Второй тип свидетельства предполагает снижение

издержек на операции по хранению и идентификации,
поскольку специальными упрощениями предусмотрено
временное хранение на территории УЭО как своих това-
ров, так и сторонних грузов. Уполномоченный экономи-
ческий оператор может доставлять товары в зону тамо-
женного контроля, созданную на своих площадях, и их
размещение здесь, совершать таможенные операции
завершения таможенной процедуры таможенного тран-
зита, проведения таможенного контроля. Уполно мо -
ченному экономическому оператору разрешается не
предоставлять обеспечение исполнения обязанности по
уплате ввозных таможенных пошлин при отсрочке их
уплаты, если он выступает в качестве декларанта. Также
свидетельство второго типа дает право на таможенный
контроль в форме таможенного осмотра или досмотра в
первоочередном порядке; выпуск товаров до подачи
декларации на них.

таможня

44

Упрощения
снизят
издержки

Александр МАРКОВ