пол ненный на базе машины ИКТ. Его снабди-
ли отвалом шириной 33 330 мм и высотой
3200 мм и создали для бульдозерных, рыхли-
тельных и корчевальных работ. Техническая
производительность впечатляет: скорость 4–
7км/ч при рыхлении грунтов, вынимаемый
грунт в объеме 70–75 м3/ч при отрывке око-
пов, 20 пней в час при корчевании. 

Рядом припаркована быстроходная тран-

шейная машина БТМ-3 на базе АТ-Т. Ее пред-
назначение – рытье траншей и ходов сообще-
ния в грунтах 1–4 категории глубиной до 1,5 м
прямо- и криволинейного начертания. Масса
этого «инженера» составляет 27,7 т, макси-
мальная транспортная скорость – 35,5 км/ч,
за пас хода по топливу – 500 км. Машина
оснащена двигателем мощностью 305 кВт,
который обеспечивает техническую произво-
дительность от 560 до 800 м/ч. При этом
управляют этой техникой два специалиста. 

База АТ-Т послужила основой для котло-

ванной машины МДК-2М. Спектр ее примене-
ния – отрывка котлованов под фортифика-
ционные сооружения, и не только. Она же

должна «рыть землю» под укрытия боевой
техники при инженерном оборудовании пози-
ции войск. Поскольку база одна и та же, что у
«бэтээмки», характеристики практически один
в один: масса 28 т, скорость 35,5 км/ч, двига-
тель мощностью 305 кВт, экипаж – 2 челове-
ка. Машина разрабатывает выемку шириной
3,5 м, глубиной 0,5 м. Производительность
достигает 300 «кубов» в час.

Интересна котлованная машина МДК-3 на

базе МТ-Т. Ее профиль – разработка котлова-
нов на горизонтальных и наклонных участках.
Важно, что машина работает как на талых
грунтах, так и на грунтах с сезонным промер-
занием на глубину до 0,3 м. Масса МДК-3 с
двигателем мощностью 520 кВт составляет
39,5 т, транспортная скорость – 65км/ч, техни-
ческая производительность – 800 м3/ч. Раз -
мер разрабатываемой выемки достигает 3,7 м
в ширину и 3,5 м в глубину.

Еще один инженерный трудяга – путепрок-

ладчик БАТ-М на базе все того же гусенично-
го АТ-Т. Его спроектировали для механизации
инженерных работ при проделывании колон-

ных путей, подготовки и содержания войско-
вых дорог. Машина оборудована крановой
установкой грузоподъемностью 2 т, лебедкой
с тяговым усилием 20 тс и способна работать с
технической скоростью в диапазоне от 1,5 до
10 км/ч. При этом с одного объекта на другой,
в парк или в зону дислокации БАТ-М спосо-
бен передвигаться со скоростью 35 км/ч. 

Модернизированная версия той же маши-

ны – путепрокладчик БАТ-2 массой 39,7 т. Он
построен на базе МТ-Т с двигателем потен-
циалом в 520 кВт. Его техническая произво-
дительность достигает 6–8 км/ч, а транспорт-
ная скорость почти в 10 раз больше – 60 км/ч.
Кран способен поднимать груз массой 2 т, а
вот тяговое усилие лебедки выше – уже 25 тс.
Штатный экипаж такой же: два человека. 

НА ГУСеНИчНОм ХОДУ

Армию тяжелых инженерных машин пред-

ставляет и гусеничный минный заградитель
ГМЗ-2. Он построен на базе СУ-100П массой
25 т и специализирован для механизирован-
ной установки противотанковых мин ТМ-57 и

88

внедорожнаяспецтехника

Инженерная машина разграждения
ИМР-2