назад, например, мне посчастливилось побы-
вать в гостях у команды «КАМАЗ Мастер» в
Сенегале, на финише ралли-рейда «Париж-
Дакар» на берегу Розового озера. В прошлом
году я увидел обновленные «технички» и
жилые модули автогонщиков на этапе Кубка
России по ралли-рейдам «Золото Кагана» в
Астрахани. Этой зимой благодаря компании
«Газпромнефть-Смазочные материалы» попал
на «баху» «Россия-Северный лес-2017» в
Карелии. А этим летом по приглашению
команды «МАЗ СПОРТавто» наблюдал за под-
готовкой гонщиков к ралли-марафону «Шел -
ковый путь 2017» под Минском. 

Теперь можно с уверенностью говорить, что

каждая команда «исповедует» свою филосо-
фию технического сопровождения и под-
держки, у которой, тем не менее, есть много
общего с конкурентами.

В КАЖДОй ИЗБУшКе...

...свои игрушки, гласит старая народная

мудрость. Так и у спортсменов: каждая коман-
да устраивает быт и службу персонала на свой
манер. Например, у российской команды
«КАМАЗ Мастер» и белорусской «МАЗ
СПОРТавто» немало схожих решений. Скажем,
роль передвижной гостиницы выполняют
трех осные грузовики с кузовом-фургоном
максимально возможных размеров – чтобы не
нарушать разрешенные габариты.

Самая опытная на постсоветском простран-

стве команда в этих вопросах – «КАМАЗ Ма -
стер», на нее и равняются. Она дебютировала
в сентябре 1988 г. на ралли «Ельч» в Польше,
и с тех пор довела вопросы быта и сервиса до
совершенства. Белорусская сборная «МАЗ-
СПОРТавто» моложе, она образована в 2010 г.,
но тоже имеет свои традиции. Впромежутках
между тренировками и гонками спортсмены
отдыхают в моторхоумах, оборудованных по
принципу купейных вагонов, сдвумя нижни-
ми и двумя верхними местами.

Аналогичные грузовики оборудованы под

перевозку запасных узлов и агрегатов. Часто
их применяют в сцепке с прицепами-бабочка-
ми. Иногда используют прицепной состав и
ку зовные надстройки отечественных и зару-
бежных производителей: Interpipe Van, Fliegl,
Rolfo, Schmitz Cargobull, Krone, Kassbohrer,
Wielton и других фирм. Но поскольку требова-
ния у разных заказчиков свои, такую технику
чаще делают на заказ. В этом списке немец-
кие бренды Bischoff-Scheck и Bitter, россий-
ские «Центр Автофургон», Камский завод
Трансмаш, «ТЕХПРО», рязанский «Центр
ТрансТехМаш» и др. 

Применительно к жи лым моторхоумам су -

ществует «индпошив»: если не по габаритным
размерам, то по обустройству интерьера.
Индивидуальными яв ля ются и надстройки на
шасси грузовиков и при цепов для проведе-
ния технического обс лу живания и ремонта в
полевых условиях. Зато автовозные прицепы и
надстройки обычно стандартные: собственно,
для чего изобретать велосипед?! 

Самый практичный вид прицепов-техничек –
это «бабочки»