томобиля той же грузоподъемности. Для такой сцепки тре-
буется меньше топлива и расходы на То ниже. Меньшее
число водителей означает экономию на налогах и зарплате,
минимизацию потерь за счет человеческого фактора. 

Для таких условий компании подбирают соответствую-

щие шины, топливные баки, силовую линию, передаточное
число главной передачи. оптимальную комбинацию помо-
гают подобрать официальный дилер, опыт перевозок, сове-
ты коллег и специальные компьютерные программы.
вшвеции и норвегии вытянутые в длину «паровозы» фор-
мируют для перевозки сухих строительных смесей, леса и
пиломатериалов, труб и монтажных конструкций, разобран-
ных домов и производственных строений. 

Транспортные операторы скандинавских стран широко

используют возможности длинномеров в строительной
сфере. Страхи относительно неудобства при движении по
стройплощадке и разгрузке на объекте – сильно преуве-
личены. Прошедшим летом мне довелось наблюдать, как
слаженно работает такая техника в швеции в г. Гётеборге.

Длинномерные самосвальные автопоезда въезжали

на стройплощадку по часовой стрелке и выстраивались
друг за другом. кому не хватило места – встали «елоч-
кой». очередь не двигалась, пока на месте разгрузки
маневрировал один автопоезд. Разгрузка прицепов про-
изводилась без расцепки с тягачом, а основного тягача–
после этого, при заламывании состава на угол под
90град. Правда, нужно отдать должное: площадка
имела внушительные размеры. 

конструкций строительной, в частности, самосвальной

техники столько, что впору удивляться. Разные производи-
тели по-своему решают вопросы соответствия транспорт-
ному законодательству при компромиссе с требованиями
заказчика. Пока такие прицепные системы для российского
рынка не годятся, но это только пока. когда-то и четырех-
осные самосвалы с трехосной задней тележкой казались
чем-то чужим, не актуальным. А с недавних пор такие
машины в РФ поставляет Volvo: пару лет назад на
Дмитровском автополигоне прошел первый тест-драйв.

в России масса крупных строительных проектов,

поэтому использование длинномеров – это вопрос вре-
мени. возможно, сначала это будут специальные техно-
логические трассы, но дойдет дело и до дорог общего
пользования: Москва ведь тоже не сразу строилась!

нА Чьей УЛице ПРАзДник?

конечно, хочется верить, что вольности подобно

скандинавским 25,25 метрам допустимой длины
коснутся со временем и российских перевозчиков.
Только вопрос не упирается в расстояние от бампе-
ра тягача до противоподкатного бруса прицепа.
вцентре внимания и допустимая нагрузка на ось.
ну, нет в России дорог, способных держать нагруз-
ку более 11,5 т на ось! боле того, даже для обыч-
ных автопоездов в РФ установлено ограничение в
40 т, а в европе согласно Директиве еС №96/53 это
значение может достигать 44 т.

Сможет ли что-то из скандинавского подвижно-

го состава со временем использоваться в России?
Скорее всего, в комбинированном составе – вряд
ли. Простой пример: многие скандинавские фурго-
ны имеют высоту 4,5 м, а у нас законодательно
разрешено только 4,0 м. Подкатные тележки у нас
пока вне закона из-за ограничения габаритной
длины автопоезда значением 18,75–20,0 м. в то
же время, обычные сцепки «евротягач+еврофура»
укладываются в разрешенные допуски. и даже
американские капотники с европейскими трейле-
рами тоже вписываются в законодательные требо-
вания. кстати, согласно советскому ГоСТу, в СССР
допускалась эксплуатация автопоезда с двумя
прицепами длиной 24,0 м. Подобное ограничение
сперва практиковалось и в Скандинавии, и только
потом ввели 25,25 м.

Движение тяжеловесных и крупногабаритных транс-

портных средств в России регулирует Федеральный закон
от 13.07.2015 №248-Фз. Согласно нему запрещено пере-
возить по автодорогам грузы, не являющиеся неделимы-
ми. исключение составляют специальные разрешения для
транспорта, чьи габариты не более чем на 2% превышают
допустимые. Требуется не только наличие дорог с одеж-
дами, допускающими высокую нагрузку на ось. нужна
соответствующая транспортная инфраструктура. всё это
будет, но не сразу. иными словами, время скандинавских
длинномеров в России близится, но еще не пришло.

Автопоезд-цементовоз: три оси на грузовик
ичетыре на прицеп

подвижнойсостав

25