100 ЛеТ СПУСТЯ…

Тема электробусов впервые встала на повестку дня

на заре прошлого века. Поднималась она и в 30-е
годы, и в послевоенный период. на современном
этапе за нее всерьез взялись только в текущем деся-
тилетии: вспомните первый отечественный неФАз-
52992 образца 2012г. Для реанимации его Акб требо-
валось восемь часов, а полной зарядки хватало на
пробег в 250 км.

После этого наступил период постройки опытных

образцов «Тролза-52501» (2012 г.) и ЛиАз-6274 на базе
ликинской модели 5292 (2013 г.). Первый требовал трех-
часовой зарядки от внешнего источника питания и обла-
дал автономностью хода 120 км. второй требовал под-
ключения к розетке на 5,5 часов, зато обеспечивал про-
бег в 280 км. Альтернативой машинам большого класса
выступил 18-местный электробус «Промтеха» на плат-
форме Ford Transit Jumbo (2012 г.).

новейшие разработки в области электробусов отече-

ственные заводы показали в 2016–2017 гг., причем
некоторые из них явили собой улучшенные версии ранее
созданной техники. Так было в случае с камАз-6282 вто-
рого поколения, чей пилотный вариант появился двумя
годами ранее. но машина пока обладает маленьким
пробегом без подзарядки – всего 100 км, в то время как
за смену электробус должен проходить около 200 км.
Таким образом, на весь день требуется полноценная
ночная зарядка, плюс две-три «дозы» продолжитель-
ностью до 30 минут каждая. конечно, со временем
появятся источники ускоренной подзарядки, но сейчас
вот так…

к слову, поставки электробусов в Москву будут осу-

ществляться на конкурсной основе. Даже в «отборочный»
двухлетний период тестовую эксплуатацию проходили ма -
шины не только российского, но и белорусского, китайско-
го, даже финского производства. базовые требования ко
всем одинаковые: низкий уровень пола по всей длине са -
лона, способность работать в температурном диапазоне от -
40 ºС до +40 ºС, максимальная скорость в 70 км/ч. обя за -
тельными являются наличие климат-контроля, беспровод-
ной интернет, USB-розетки для подключения гаджетов. 

ТекУЩАЯ  РеАЛьноСТь

в 2017 г. Группа ГАз представила электробус с авто-

номным ходом 90 км на одной зарядке и способностью

заряжаться в быстром (60 мин.) или медленном (2 часа)
режиме. оптимальный пробег для такого транспортного
средства составляет 220 км в день. Уже в 2018 г. про-
изводитель из нижнего новгорода намерен улучшить
эксплуатационные показатели. Мощность зарядного
устройства будет поднята вдвое, до 300 квт, а использо-
вание пантографа позволит сократить время основной
зарядки до 20 мин., а дополнительной – менее 10 мин.
емкость литий-титановых батарей составит 60 квтч про-
тив 130 квтч с NMC, а оптимальный пробег вырастет до
350 км в день.

Сегодня одним из крупнейших производителей элек-

тробусов в мире является китай: ежегодно здесь выпус-
кают около 22 тыс. таких транспортных средств. кроме

пассажирскиеперевозки

27

Электробус «ГАЗель NEXT» (модель А68R5E)
способен перевозить 16 пассажиров