Для мегаполиса маловато – нужно как минимум вдвое
больше. Пробег вырастет до 200 км, если кроме дли-
тельной зарядки продолжительностью четыре-шесть
часов проводить короткие на полчаса-час. кстати,
усовременных электробусов производства кнР заряда
хватает на целую смену (в противном случае их не поку-
пали бы операторы). Правда, неизвестно: сохранит ли
такая техника свой потенциал в условиях повышенной
влажности, крепких морозов и частых перепадов темпе-
ратур. 

еще больше запас хода у электробуса «СитиРитм

12ELF»: около 200 км при включенном на полную мощ-
ность кондиционере и до 300 км при выключенном. При
этом пантографа для подзарядки на линии у него нет:
пополнение электроэнергии осуществляется в период
ночной стоянки.

кстати, в декабре 2017 г. в Приморском районе

Санкт-Петербурга появился 19-метровый E433 Vitovt
Max Electro белорусско-китайского производства
(совместно с Xinzhu Corp.). он обладает вместимостью
153 пассажира и ездит в тестовом режиме по укорочен-
ному маршруту №9 от метро «Пионерская» до
Автобусной улицы. Правда, потенциал этого пионера
электрической эры пока более чем скромный: 12 км
автономного хода, после чего требуется 10-минутная
подзарядка, и не на линии, а в парке! интерес про-
изводственников к Питеру не случаен: в ближайшее
время ожидается выход на линии дополнительных
115электробусов, и Северная Пальмира должна стать
городом с крупнейшей в России сетью таких транспорт-
ных средств.

впрочем, и Москва не спит. на базе филиала

«центральный» ГУП «Мосгортранс» недавно состоялся
научно-технический совет по созданию столичного

электробуса. в нем приняли участие российские и
зарубежные специалисты, включая производителей
машин и комплектующих из венгрии, Германии,
китая, Финляндии и швейцарии. было объявлено, что
столичные власти намерены закупить 300 электробу-
сов для обслуживания москвичей и гостей столицы
РФ. кстати, стоимость электробуса не копеечная:
взависимости от модели и исполнения, в пределах
20–30 млн руб.

не ГАбАРиТоМ еДиныМ…

Летом прошлого года в Сочи начали тестировать бес-

пилотный 20-местный электробус «Матрёшка», призван-
ный заменить в городах дизельные и газовые «марш-
рутки», улучшив тем самым экологию и повысив уро-
вень безопасности для пассажиров и других участников
дорожного движения.

Электрическая «маршрутка» есть и у машиностроите-

лей с берегов камы: 22-местная полунизкопольная
модель камАз-2257Э образца 2015 г. Это совместный
продукт кАМАза и инжиниринговой компании Drive
Electro. Машина с электромотором мощностью 78 квт
способна развивать скорость до 95 км/ч, покрывать рас-
стояние в 65 км. на зарядку литий-титановых батарей
требуется от шести до 20 минут. 

А минувшей осенью широкой публике представили

беспилотный (!) городской электробус особо мало -
гокласса, разработанный специалистами кАМАза и
нАМи. При очень компактных габаритах
(4700х2000х2500 мм) он способен перевозить 12 пас-
сажиров, и половину из них– сидя. Электрический
привод на одну или на обе оси обеспечивает электро-
мотор номинальной мощностью 45 квт (пиковая –
95квт). С ним максимальная скорость достигает

40км/ч, а преодолеваемое расстояние доходит до
45км.

есть и «ГАзель NEXT Electro» c запасом хода 60 км

при батареях емкостью 23,5 квтч, 140 км при 47 квтч и
200 км при 70,5 квтч. впервые ее показали на выставке
«ЭкспоСитиТранс» 2016 г., а спустя год на другом фору-
ме был представлен и более совершенный вариант.
Серийный коммерческий электромобиль третьего поко-
ления обладает грузоподъемностью 1200 кг, и с элек-
тромотором мощностью 98 квтч способен развивать
максимальную скорость 110 км/ч. на заказ его ком-
плектуют ABS, подогревом батареи и отопителем каби-
ны. важно и то, что вариантов такой машины может
быть несколько: грузовик с однорядной кабиной, грузо-
пассажирский фургон с двухрядной кабиной, пассажир-
ский микроавтобус на 10–16 мест, рефрижераторный
фургон. Это может быть мобильный офис, передвижная
лаборатория или мастерская, автолавка, специальный
автомобиль и даже инкассаторский броневик.

в классическом виде нижегородский электробус

«ГАзель NEXT» (модель А68R5E) показали в сентябре
2017-го. он способен перевозить 16 пассажиров, в том
числе 13 сидящих или 10+1 в инвалидной коляске.
Электробус оснащен асинхронным электродвигателем
переменного тока Siemens номинальной мощностью
98квт (пиковая мощность при 3 200 об/мин продолжи-
тельностью 30 секунд). При длительном 30-минутном
отрезке максимальная мощность составляет 63 квт в
диапазоне оборотов 6 000–7 000 об/мин. Скорость у
него приличная: до 90 км/ч! Специалисты оценивают
потенциал такой техники на реальных маршрутах с
реальной загрузкой как высокий. и, правда, время
сомнений уже прошло: пора не сопротивляться наступ-
лению электрической эры!.

пассажирскиеперевозки

29

Одни из самых удачных электробусов с выра-
зительным дизайном носят марку Volgabus