модрома байконур, прокладке бАМа, таксомоторных
перевозках. Мало кто знает, но накопленным опытом
труженики ГАза щедро делились с коллегами волж -
ского и Ульяновского автозаводов, специалистами
камского комплекса предприятий по выпуску грузовых
и специальных автомобилей.

историю отечественного автопрома невозможно пред-

ставить без грузовиков ГАз-АА, ГАз-51, ГАз-53, ГАз-66,
«Садко», армейских внедорожников ГАз-69. и вряд ли
какие-то другие легковушки сравнятся с популярностью
для своего времени моделей «Эмка», «Победа», «вол -
га», «Чайка». в современной истории вне конкуренции
остаются «ГАзель», «Соболь», «валдай». С 2003 г. пер-
вым в России ГАз приступил к внедрению бережливого
производства на основе Toyota Product System, что поз-
волило поднять производительность труда в четыре раза!
Этот опыт перенимают не только машиностроительные
предприятия, но и лидеры других отраслей экономики:
«Росатом», «Сбербанк России» и другие. за прошедшие
пять лет ГАз полностью обновил модельный ряд и вышел
на новый, действительно мировой, уровень– и по орга-
низации производства, и по качеству.

МиРовой УРовень

Помимо автомобилей с эмблемой ГАз в нижнем

новгороде ведут контрактную сборку фургонов и микро-
автобусов Mercedes-Benz Sprinter Classic, малолитражек
Škoda Yeti, Škoda Octavia, Volkswagen Jetta, а с 2018 г. –
и внедорожника Škoda Kodiaq. Совместно с другими
партнерами налажен выпуск автокомпонентов. в част-
ности, ГАз производит системы выпуска отработавших
газов Bosal, элементы крепежа Bulten, штамповки
Daimler, отливки коленвала для двигателей Ford, детали
для «АвТовАза» и альянса Renault-Nissan.

в настоящее время производственные цеха ГАза

насыщены новейшим оборудованием. например, на ли -
нии сварки фургонов «ГАзель NEXT» работают 98япон -
ских роботов Fanuc грузоподъемностью до 700 кг и точ-
ностью сварки с отклонением не более 0,2 мм. на сварке
кабинного модуля для «Урал NEXT» задействовано
100немецких роботов Kuka с точностью движения
«щупальцев» до 1 мм. 85% всех сварочных операций
выполняются в автоматическом режиме.

Автомобили «ГАзель NEXT», «ГАзон NEXT» и Mercedes-

Benz Sprinter  проходят катафорезное грунтование и
обработку на самом современном в России окрасочном
комплексе. Перед нанесением красящего состава каж-
дый кузов проходит 13 этапов очистки, промывки и
грунтования. в цехе работают 22 системы кондициони-
рования со степенью очистки воздуха до 1 микрона.

Автоматизированную окраску внутренних полостей и
наружной поверхности ведут шестиосевые французские
роботы Sames.

Мировой уровень прослеживается на автоматизиро-

ванной линии штамповки класса «А». здесь используют
прессы со штамповой оснасткой LG для изготовления
сдвижных и распашных дверей, лицевых панелей боко-

Отреставрированная «полуторка» ГАЗ-АА

Знаменитая «Эмка» носила обозначение ГАЗ-
М1