вин и основания кузова. большую часть деталей штам-
пуют японские автоматические линии Komatsu с прес-
сами усилием до 800 т и производительностью 6–
8деталей в минуту. Словом, ГАз сегодня – на острие
технического прогресса!

о мировом уровне и нацеленности на международные

рынки говорят и другие факты. в 2016 г. создана компа-
ния GAZ International, разработавшая стратегию по выхо-
ду на 15 приоритетных зарубежных рынков. основные
направления экспортных ниокР охватывают создание
двигателей уровня евро-6, внедрение в конструкцию
машин ESP, Airbags, правого руля и горного тормоза.
вфокусе инженеров модели автомобилей для жаркого
климата и высокогорья.

С оЛенеМ нА ЭМбЛеМе

историю рождения, становления и развития пред-

приятия наглядно отражает музей Горьковского автоза-
вода. Перечислить все интересные факты за 85 лет про-
сто нереально! но некоторые опытные разработки, при-
меры, фотомоменты по музейным стендам все-таки
стоит вспомнить!

в 1950 г. был построен ГАз-12 (зиМ) – первый легко-

вой автомобиль большого класса. он имел капот, пол-
ностью открывающийся на правую или левую сторону.
внем впервые применили гидромуфту в трансмиссии,
акаждая колодка в системе тормозов снабжалась
своим рабочим цилиндром. выпуск зиМа продолжался
до 1960 г.

в 1954 г. ГАз построил спортивно-гоночный автомо-

биль с турбореактивным двигателем. был и автомобиль
на воздушной подушке – ГАз-16. в 1955-м создали
сверхкомпактный ГАз-18, и в музее хранится один из
двух опытных экземпляров! в 1973–1974 гг. появилась
«волга» ГАз-24-95 (4х4), которую партийные бонзы
использовали на охоте. Современная военная техника
тоже имеет отношение к заводу. Тот же бТР-80 (8х8)
образца 1983 г. – ничто иное, как ГАз-5903. есть и тех-
ника спасателей, например, плавающий гусеничный сне-
гоболотоход ГАз-34031 (1986 г.), потомок первенца ГАз-
71. Уникальный снимок с государственных испытаний
ГАз-3102 «волга» запечатлел и автомобиль с кузовом
«универсал», который в серию так и не пошел. А еще
были «Атаман», «ермак», «комбат», тоже не вставшие
на конвейер. и подобных примеров немало! 

настоящий мегахит завода – 21-я «волга». Такой

автомобиль был в собственности целой плеяды знаме-
нитых людей, в числе которых есть первый космонавт
планеты юрий Гагарин, его тезка народный артист СССР
юрий никулин и многие другие. А сколько раз ГАз-21
становился героем кинофильмов?! Достаточно вспом-
нить самые культовые ленты: «Три плюс два», «берегись
автомобиля», «бриллиантовая рука», «Старики-разбой-
ники», «Полосатый рейс», «Три тополя на Плющихе»,
«невероятные приключения итальянцев в России».
знатоки насчитали более 260 фильмов, где можно уви-
деть в кадрах ГАз-21! 

событие

43

Верх престижа в СССР – 24-я «Волга»

Линия сварки кабин семейства «NEXT»