ПАзынА вСе СЛУЧАи жизни

Практически в одно время с ГАзом появился

Павловский автобусный завод. он был создан в 1932 г. в
городе Павлово-на-оке Горьковской (ныне ниже -
городской) области как завод автотранспортного инстру-
мента (зАТи). он снабжал ГАз и другие предприятия
кузовной арматурой и шоферским инструментом.
в1952г. его переименовали в Павловский автобусный
завод им. жданова.

Грузовое шасси большинства автобусов ПАз долгие

десятилетия определяло объем выпускаемой продук-
ции. в лучшие времена в СССР ПАз собирал по 20 тыс.
ед. пассажирской техники в год (сегодня вдвое мень-
ше). за весь период истории суммарный выпуск превы-
сил 750 тыс. ед. без преувеличения, ПАз по праву
является самым массовым автобусом в России и входит
в топ-10 крупнейших производителей в мире. более
того, в сегменте машин малого и среднего класса четы-
ре автобуса из пяти носят эмблему ПАз.

за долгие годы производства самые массовые моде-

ли ПАзов становились корпоративным транспортом, про-
дуктовыми фургонами, школьными автобусами, экскур-
сионными машинами, пожарными штабами, милицей-
ским спецтранспортом, катафалками. были санитарные
ПАз-651в (1954 год), кабриолеты без крыши «Рица» и
«крым» сочинских мастерских цАРМ для курортных зон,
в экспериментальном порядке создавались и автобусы

ПАз-671А с прицепом ПАз-750 (1959 г.). Первым в мире
ПАз построил серийную автолавку и рейсовый автобус
повышенной проходимости со всеми ведущими колеса-
ми (4х4).

Первым автобусом ПАз стала капотная модель 651,

построенная на агрегатной базе грузовика ГАз-51
5августа 1952 г. в период хрущевской оттепели,
в1958г., появился культовый бескапотный ПАз-652.
Через 10 лет, с 12 ноября 1968-го, без остановки про-
изводства освоен выпуск новой модели ПАз-672. Уже
при брежневе она претерпела бесчисленное количество
модернизаций вплоть до окончания производства в
1989-м. именно на ее базе был создан «Пингвин»
(1977–1989 гг.) – так называли в народе рефрижератор-
ную модель с индексом 3742.

С 1972-го по 1989-й годы завод выпускал полнопри-

водный ПАз-3201 (4х4) – по сути, ПАз-672 на шасси ГАз-
66. он имел дорожный просвет 320 мм (у ПАз-672М он
равен 280 мм), второй топливный бак на 105 л, двухсту-
пенчатую раздаточную коробку и расходовал около двух
с половиной ведер бензина А-76 на каждые 100 км
пути! на обычном «пазике» 4х2 аппетит тоже был вну-
шительным: 22,4 л/ 100 км.

в 1982-м павловцам удалось увеличить ресурс двига-

теля без капремонта до 350 тыс. км, они модернизиро-
вали тормозную систему, улучшили герметизацию кузо-
ва и присвоили обновленному «пазику» литеру «М».

огромный всплеск эмоций в мае 1967 г. произвел ПАз-
665 «Турист», получивший приз президента Франции за
самый оригинальный дизайн на туристическом ралли в
ницце. его даже нахваливала французская актриса
бриджит бардо! но ни он, ни созданный в 1973-м ПАз
«Турист-люкс» так и не увидели крупных серий.

в современной истории ПАза тоже много интересно-

го. завод производит более 100 модификаций автобу-
сов для городских, пригородных и междугородных
перевозок. Флагманом является Vector NEXT, а основу
продуктовой линейки составляют пассажирские моде-
ли 32053, 4234 и первая в России низкопольная модель
малого класса 3237 «Лужок». есть грузопассажирская
версия 32053-20, школьная 32053-70, полноприводная
3206 (4х4).

в 2000 г. свет увидел трехдверный ПАз-5272 и двух-

дверный ПАз-4230 «Аврора». были созданы перспектив-
ные образцы ПАз-3202 «валдай» и ПАз «Сити». в январе
2009-го завод освоил модель 3204 на рессорной подвес-
ке. Через два года реальностью стал Vector и экологиче-
ский класс евро-4. С 2013-го серийными стали автобусы,
работающие на компримированном природном газе.
в2016-м линейку пополнил Vector NEXT, а в 2017-м– его
комплектации «межгород», «Доступная среда» и «го -
род» в полунизкопольном исполнении.

история ПАза продолжается! Теперь она неразрывно

связана с Группой ГАз. 

событие

45

Ветка главного конвейера Павловского авто-
бусного завода