ки мотора – тут лучше довериться профессионалам с
солидным опытом – как говориться, пущай ломают. на СТо
вам могут провести цикл холодной обкатки на стенде, а
сделаете ли вы это как положено в своем боксе – вопрос.

ТекУЩий, СРеДний, кАПиТАЛьный

Специалисты разделяют ремонты по видам. Самый про-

стой – текущий. он предусматривает замену моторного
масла, фильтров и устранение мелких неисправностей.
Средний ремонт охватывает неполный разбор силового
агрегата с заменой небольших деталей. «капиталка» одно-
значно влечет за собой полный ремонт с разборкой двига-
теля, что называется, «по косточкам».

в столичном регионе ремонт двигателя тяжелого грузо-

вика недешев. Только снятие и установка потребуют около
18000 руб. Мелкий ремонт стоит недорого. Так, регулировка
клапанов оценивается в 550 руб. за клапан, притирка кла-
панов – 600 руб. (за один), работа по замене генератора –
ориентировочно 800 руб., по замене стартера – 900 руб.

некоторые работы просты, но хлопотны и требуют «испач-
кать руки». на замене масла с фильтром можно сэконо-
мить, хотя и цена вопроса невелика – примерно 1 700 руб.

Чем больше перечень работ, затраты времени и трудо-

емкость процесса, тем выше расходы автовладельца.
например, замена водяного насоса на камАзе требует
2300 руб., а прокладки головки блока цилиндров – уже
2800 руб. за штуку или 18 000 руб. за комплект.
встречаются и «плавающие» расценки. Так, замена пнев-
матического компрессора может потребовать 3 500 руб.,
аможет и вдвое больше. Даже переборка такой детали не
дешевая: 4 500 руб. кстати, о переборке ДвС. Даже без
расточки коленвала, ремонта Гбц и ремонта постели блока
это удовольствие обойдется в сумму 26 000–42 000 руб.

Стоимость зависит от двигателя и от типа транспортного

средства. Так, на ЯМз-236 замена одной про кладки Гбц
тянет на 6 500 руб., а за комплект – 10 000 руб. на 238-ю
мо дель те же работы обойдутся уже в 7 500 и 13000 руб.
соответственно. есть и универсальные расценки, и ком-

плексный ремонт «под ключ». в последнем случае клиенту
выставляют общую сумму, которая также имеет привязку к
марке мотора: ремонт ЯМз-236 стоит от 72 000 руб., ЯМз-
238 – 80 000 руб., Cummins – от 98 700 руб. и т.д.

ноРМо-ЧАС и «кАПиТАЛкА»

Стоимость нормо-часа на ряде мультибрендовых грузо-

вых сервисов в столичном регионе составляет от 800 руб., а
на фирменных СТо может стоить вдвое дороже – 1600руб.
и даже больше. Стоимость нормо-часа  дифференцииру-
ется в зависимости от возраста автомобиля. Чем машина
старше – тем «возня» с ней дороже. наи бо лее рас -
пространенным является деление грузовиков по возрасту
на категории «до 5 лет», «от 5 до 10 лет», «старше 10 лет». 

По действующим нормативам капитальный ремонт дви-

гателя ЯМз-236 без снятия и установки требует 49 нормо-
часов. Так, для грузовика возрастом до пяти лет он потре-
бует 39 200 руб., для машины возрастом 5–10 лет цена
вопроса выльется в 44 100 руб., а для техники старше
10лет – уже 49 000 руб. Чем меньше требуется нормо-
часов, тем меньше разница в денежном эквиваленте.
Пример: капремонт двигателя модели 4370 без демонтажа
и установки обратно рассчитывается по норме 37 нормо-
часов. в рублях это потребует соответственно 29600,
33300, 37 000 руб.

Переборка первой Гбц на двигателе ЯМз-7511 с притир-

кой клапанов требует два нормо-часа, а на моторах 236-й и
245-й серий – уже пять часов. замена маслосъемных кол-
пачков на ЯМз-236 эквивалентна шести нормо-часам, а на
ЯМз-238 – уже семь с половиной.

Минимум всю рабочую смену (восемь нормо-часов) тре-

буют: замена коренных (и столько же шатунных) вклады-
шей на МАз-4370 с демонтажом поддона, снятие и уста-
новка Гбц 245-й модели с регулировкой клапанов. А есть
работы, где и двух смен теоретически будет недостаточно.
Механик может выполнить работу и за более короткий
срок, но оплату придется производить по полной програм-
ме согласно нормативам. 

не ДАйТе СебЯ обМАнУТь!

народная мудрость гласит: прежде чем лезть в воду,

лучше договориться на берегу. важно понять, на сколько
честен потенциальный подрядчик перед заказчиком.
иногда недобросовестные ремонтники не гнушаются кор-
ректировать расценки в сторону увеличения, ссылаясь на
более сложную модель двигателя или его особенности
(например, газовый, а не дизельный). и расплывчатые цен-
ники вроде «снятие и установка свечей накаливания, без
допработ, за 1 шт. = 500–1 000 руб.», должны не радовать,
а настораживать. ведь не факт, что вам выставят мини-
мальный порог стоимости услуг. Поэтому конкретика
нужна здесь еще до начала ремонтных работ, а не в период
окончательного расчета. и, подводя итог рассуждениям,
подчеркну: если есть возможность сэкономить без риска
создать новые сложности – экономьте. но лучше вспом-
нить старый добрый совет «Доверяйте профессионалам!»
ипринять решение, исходя из конкретной ситуации.

эксплуатацияито

49

В ряде случаев ремонт мотора лучше дове-
рить фирменной СТО