но уменьшение спроса на белорусские МАзы и турецкий
Ford Cargo: спрос на последние упал – за год не продано
и 30 ед.

Предпочтения по моделям сюрпризов не преподнесли.

на вершине – кАМАз-65 115, который стал востребован
больше на 1 003 ед. (+17,2%). на 1168 ед. (+20%) активи-
зировался спрос на полноприводный кАМАз-43118.
замыкает тройку лидеров «ГАзон NEXT»: +102 ед. или
+1,9%. в топ-10 самых продаваемых грузовиков присут-
ствуют еще две модели из набережных Челнов: кАМАз-
6520 (+1590 ед. или +33%) и кАМАз-5490 (+1597 ед. или
+41,4%). Можно сказать, что позиции челнинских боль-
шегрузов сильны, как никогда прежде.

в рейтинге иномарок первенствует Mercedes-Benz

Actros, собираемый в Татарстане: его поставки заказчи-
кам выросли более чем в 2,6 раза, на 3 338 ед.
Аналогичный прогресс отмечен по Volvo FH калужского
производства: рост на 2 812 ед. или более чем в 2,7 раза.
Практически ноздря в ноздрю со шведским фаворитом к
финишу минувшего года пришел DAF XF105: продажи
поднялись на 2 283 ед. или более чем в 2,7 раза. в пер-
вой десятке обосновалась и Scania R, спрос на которую
поднялся на 1 347 ед. или в 2,7 раза.

Прогноз на 2018 г. оптимистичный, но сдержанный:

увеличение продаж в процентном выражении вряд ли
достигнет текущего уровня, но совершенно точно будет
обозначено двухзначным числом.

АвТобУСнАЯ веСнА

До настоящего времени рынок пассажирского транс-

порта рос довольно скромными темпами – до 10% в год.
в2017-м оживление транспортных операторов вылилось в
цифру 12,3%. всего за минувшие 12 месяцев заказчикам
поставлено 12 111 ед. новых автобусов, что на 1 329 ед.
выше результатов 2016 г.

в январе-декабре 2017-го было продано 11 134 ед.

автобусов российских заводов и 977 иномарок. Рост по
отечественной пассажирской технике составил 635 ед.
или 6%, по иностранной – 694 ед. или в 2,5 раза.
Домини рующее положение по-прежнему занимает тех-
ника местного производства: 91,9% против 8,1% у
«чужаков». но в том-то и дело, что бренды РФ утратили
5,5% рыночного пространства, а зарубежные – столько
же приобрели.

Лучше всего российские автобусы продавались в

декабре (1 491 ед.) и августе (1 078 ед.). иномарки осед-
лали пик спроса в декабре (166 ед.) и мае (164 ед.). Под
занавес года рост отмечен в пяти федеральных округах с
минимумом на Урале (+1,1%) и максимумом в юФо
(+76%). А вот Северо-запад к декабрю 2016 г. неожи-
данно провалился на 72,9%. компанию ему составил
Северный кавказ с минусом в 87,1%.

впрочем, отрицательная динамика коснулась не толь-

ко регионов, но и самих брендов. По сравнению с 2016 г.
ЛиАз не досчитался в отгрузках 404 автобусов (-21,9%),
неФАз отстал от своего же результата на 198 ед. (-18,7%).

«вахтовок» на базе «Урала» заказано на 20 ед. меньше,
а это минус 6,5%. Маленькая корректировка коснулась
кАвз: объем подтаял на 7 ед. (-1,9%). но настоящий
апперкот пропустил МАз: закупки белорусских автобусов
рухнули на 459 ед. (-56,5%). Минский производитель из-
за этого практически не участвовал в крупных отрасле-
вых выставках на территории России.

Хочется привести и позитивные примеры. Так, ГАз

продал 179 новых автобусов, хотя годом ранее под этим
брендом их отгрузки были равны нулю. Россияне при-
обрели 12 лайнеров Neoplan, хотя за год до этого не
было продано ни одного. Прямо-таки как на дрожжах
начали расти продажи китайских машин: Yutong (с 57 до
270 ед., 373,7%), King Long (c 52 до 144 ед., 176,9%),
Zhongtong (с четырех до 70 ед., +1650%), Higer (с 25 до
166 ед., +564%), Golden Dragon (с 17 до 60 ед., +252,9%).

Модельная раскладка вызвала немало эмоций.

Содной стороны, в топ-10 расположились все те же, но,
с другой стороны, большинство отмечено снижением
объемов продаж. Даже ПАз-3205 на первом месте разо-
шелся на 543 ед. (-17,2%) меньше, чем годом ранее.
Спятой строчки и ниже в топ-10 все модели тоже идут с
«минусом» по количеству продаж. Того же ЛиАз-5292
продано на 96 ед. (-14,3% меньше), что вызвано умень-
шением заказов со стороны муниципалитетов разных
регионов РФ.

оптимистичный прогноз-2018 составляет рост сбыта

новых автобусов на 12-15%, пессимистичный – не более
5–7%. в любом случае ожидается рост, и для таких
позитивных прогнозов есть все предпосылки.

рынок

55

Рис.3.