оТ зАвоДА иМени СТАЛинА

Довоенных пассажирских машин до наших дней, увы,

не сохранилось. зато есть автобусы первых послевоен-
ных лет и, в частности, бескапотный городской зиС-154
с электрической трансмиссией. он пришел на смену
капотному зиС-16. его выпуск в 1946 г. освоил москов-
ский завод имени Сталина и держал данную модель в
серии до 1950 г. в общей сложности было выпущено
1165 экз. зиС-154, а музейный экспонат «Мосгортранса»
изготовлен в 1947 г. в партии из 70 шт.

его длина в 9,5 м сопоставима с длиной двух легко-

вушек, а колесная база в 5,46 м даже больше, чем кор-
пус лимузина. ширина – 2,5 м, а высота – 2,94 м.
Поскольку автобус построен на грузовом шасси, дорож-
ный просвет был велик – 38,5 см. но за счет этого обес-
печивалась безопасность пассажиров: салон на 36 поса-
дочных мест находился высоко над дорогой. При весе в
10,35 т зиС-154 мог передвигаться со скоростью
65км/ч. Пассажиры оценили удобство входа в салон,
комфортабельную посадку на мягких сиденьях, хороший
обзор и плавность хода.

к минусам относилась вялая динамика разгона при

старте с места и высокий уровень шума в хвосте салона.
У водителей были нарекания к отсутствию гидроусили-
теля руля и огромному радиусу разворота. Дизельный
мотор ЯАз-204Д создавал проблемы. однажды на

Тверской улице водитель зиС-154 газанул напротив
регулировщика, мундир которого из белого превратился
в серо-черный. Последовали разбирательства и выводы
начальства... в автобусных парках зиС-154 не любили
из-за неудобного доступа к агрегатам, что осложняло
обслуживание. 

Тем не менее, на линиях столицы СССР «Сто пятьдесят

четвертый» оставался до апреля 1956 г. он обслуживал
маршруты «калужская площадь – красная Пахра»,
«Сокол – красногорск» и др. на смену ему пришел 8-
метровый городской автобус зиС-155 на 50 пассажиров
(с 28 сиденьями в салоне), построенный на агрегатной
базе грузовика зиС-150.

его выпускали в Москве в период 1949–1957 гг. и

изготовили 21741 шт. из них 1726 шт. работали на пере-
возке пассажиров в столице, где зиС-155 трудились до
середины 1962 г., а после – в других городах Советского
Союза. за счет более короткой базы у нового автобуса
стал меньше радиус поворота, а перенос двигателя из
кормы в переднюю часть устранил шум на задней нако-
пительной площадке. кабина водителя получила стек-
лянную перегородку с салоном, что было позитивно вос-
принято шоферской братией. Удачность конструкции
подтверждают отгрузки на экспорт: в Афганистан, ГДР,
Монголию, китай, Польшу. Музейный экспонат построен
в 1949 г. в первой партии из 70 шт. и даже снимался в

Советский период истории

общественного транспорта был

очень богат. В каждой пятилет-

ке на линии выходили новые

модели автобусов и троллейбу-

сов. Но большинство из них до

настоящего времени не сохра-

нилось, хотя и есть приятные

исключения. Недавно Музей

московского транспорта –

филиал ГУП «Мосгортранс» -

организовал на ВДНХ экспози-

цию отреставрированных машин

времен СССР. 

Александр ТРОХАЧЕВ

Фото автора