кино. зиС-155 запечатлен в фильме «Человек родил-
ся», где главная героиня работает кондуктором. его
можно увидеть и в ленте Эльдара Рязанова «Девушка
без адреса».

в 1957 г. эстафету от зиС-155 принял иЛ-158

(с1965 г. – зиЛ-158в) на 38 посадочных мест. выпуск
начали в Москве, а с 1959 г. производство наладили
на заводе в Ликино-Дулево орехово-зуевского рай-
она Московской области. отсюда и путаница в обо-
значениях. По сути, это все-таки зиЛ-158, а индекс
ЛиАз-158в появился в заводской документации. на
заводе в Ликино-Дулево «158-я» модель продержа-
лась с 1961-го по декабрь 1970-го.

Согласно заводской документации, в Москве изго-

товили 9515 шт. и 62325 шт. в Ликино-Дулево. Автобус
зиЛ-158в из коллекции «Московский транспорт» был
собран в 1965 г. и обслуживал москвичей и гостей
столицы до лета 1978 г. Реставрацию он прошел в
2003г. Ликинский вариант получил усиленный кузов,
новый тормозной кран, однодисковое сцепление и
главную передачу с меньшим числом, что улучшило
динамику и уменьшило топливный «аппетит». Этот
автобус тоже стал героем экрана: в комедии Леонида
Гайдая «операция «ы» и другие приключения
шурика», в новелле «напарник» в самом начале дей-
ствие происходит в автобусе зиЛ-158.

ДЛЯ ФеСТивАЛЯ и нА кАжДый День

в 1957 г., 28 июля – 11 августа, в Москве проходил

VI всемирный фестиваль молодежи и студентов,
агодом ранее в серию пошел 28-местный автобус
ЛАз-695. он претерпел ряд модернизаций и продер-
жался на конвейере до 2002 г. Перед созданием дан-
ной машины специалисты Львовского автобусного
завода изучали немецкие автобусы Magirus, Mercedes-
Benz, Neoplan. По инженерным решениям ориентиро-
вались на Mercedes-Benz O321, а дизайн экстерьера
подсмотрели у Magirus.

Предсерийный экземпляр построили к ХХ съезду

кПСС и показали 12 февраля 1956-го. его окраска была
«парадной»: бордовый низ, белый верх. красно-беже-
вый вариант появился позже. Автобус укомплектовали
109-сильным мотором зиЛ-124 в заднем свесе и меха-
нической 5-ступенчатой коробкой передач от зиЛ-158.
в год проведения фестиваля ЛАз изготовил 303 экз.
«695-го», а до мая 1958-го их выпустили свыше 950
шт. общий объем за все годы выпуска достиг 250 тыс.
ед. Музейный экземпляр «Фестивального» ЛАза после
проведения форума передали в Московскую область,
где он до начала 90-х работал в качестве служебного
автобуса строительного треста. Первую реставрацию он
прошел до августа 1994г., к 70-летию Московского
автобуса. вторую провели в 2002–2003 гг. на заводе
АРеМкУз в Сокольниках.

в 1996 г. в коллекцию «Мосгортранса» попал меж-

дугородний лайнер «икарус-55» в классической

окраске: бежевый верх, зеленый низ. в 2016-м он про-
шел реставрацию на зеленоградском автокомбинате и
стал бежево-голубым. Автобус венгерской сборки был в
серии в период 1953–1972 гг., а в Советский Союз начал
поступать с 1955 г. в то время он получил название
«Ракета» (за способность развивать скорость в 100 км/ч)
и «Сигара» (за вытянутый салон). он обслуживал даль-
ние маршруты наряду с советским одноклассником
зиС-127 по прозвищу «Реактив».

весь тираж модели составил 9 тыс. шт. (из них около

3 тыс. попало в СССР), и до настоящего времени сохра-
нилось всего два десятка, большинство – в венгрии.
Экземпляр из коллекции музея «Московский транспорт»
был изготовлен в 1970 г. и продан в Германию. в Москву
его пригнали в начале 90-х для тестирования устройств
подъема и опускания инвалидных кресел. еще один
экземпляр есть в Питере, он бежево-бордовый и в ком-
плектации для СССР.

неСРАвненный: ЛиАз-677

Самый популярный автобус в СССР – ЛиАз-677:

впериод 1965–1996 гг. изготовлено 194183 ед. Пик про-
изводства пришелся на 1978 г. – выпущено 10923 экз.
на других предприятиях «677-й» собирали до 2002 г.
вчисле таких площадок – г. Тосно Ленинградской обла-
сти, а также болохна, бор, орехово-зуево, Яхрома. «677-
й» можно встретить и сегодня: в Арзамасе до конца
2017 г. на линии выходило около 30 ед.

Автобус из музея «Московский транспорт» собрали в

Ликино-Дулево в 1975 г. Позже его переоборудовали для
нужд гражданской обороны: в салон установили носилки,
а в кабину водителя – управление громкоговорителем.
во время реставрации машине придали первозданный
вид. Автобус получил народное прозвище «Скотовоз» за
то, что часто ходил переполненным. При 34 штатных
местах для сидения и общей вместимости 66 пассажиров
в «час пик» в него набивалось до 110 человек!

ЛиАз-677 был непрост в эксплуатации. зиЛовский

двигатель грелся, карбюратор засорялся, водяной
радиатор не любил долгой стоянки. ГУР постоянно давал
течь, под нагрузкой звенел хвостовик двигателя, слож-
ной была замена подвесного подшипника карданной
передачи. непрочно затянутые гайки крепления перед-
них колес приводили к проворачиванию и обрыву сосков
камер. С проблемами боролись, как могли. например,
соты радиатора чистили шампурами, на двигатель ста-
вили бензонасос от «Газона». Дефицитные запчасти
(ремни, водяные помпы, элементы электрооборудова-
ния) находили в воинских частях, в парках которых было
много зиЛов. но были и позитивные моменты: теплый
салон, большие накопительные площадки, широкие
дверные проемы. 

ТРоЛЛейбУСы ПеРиоДА «зАСТоЯ»

С 1963 по 1970 гг. Сокольнический вагоноремонтный

завод (СвАРз) выпускал грузовой троллейбус ТГ-3.