Музейный экземпляр был выпущен в первой партии
1962 г. за номером 10 и эксплуатировался до 1990 г.
Говорят, что идею такого транспортного средства про-
двинул Генсек цк кПСС никита Сергеевич Хрущев. он
мечтал, чтобы троллейвоз доехал по проводам до окраи-
ны города, переключился на ДвС и забрал 7 т урожая в
ближайшем совхозе. Потом машина должна была вер-
нуться в город, снова поставить «рога» и довезти сель-
хозпродукцию на овощебазу.

в реальной жизни ему пришлось возить товары

народного потребления в ГУМ, «Детский мир» и
доставлять кондитерские изделия фабрики «красный
октябрь». Получивший в народе прозвище «Мамонт»,
универсальный ТГ-3 с 70-сильным мотором ГАз-51
мог развивать скорость в 25 км/ч, а на электродвига-
теле – 55 км/ч. на столичных дорогах он оставался в
работе до 1992 г., а в 2016-м прошел полную рестав-
рацию.

Редкий представитель периода «застоя» – МТб-82Д

на 56 пассажиров при 38 местах для сидения. Этот
продукт 82-го завода из Тушино, находившийся в
серии с 1946-го по 1951-й гг., оснащали электродви-
гателем Дк-202б мощностью 80 квт. С ним «рогатый»
мог перемещаться со скоростью 55 км/ч. Музейный
экземпляр самый ранний, и прошел несколько рестав-
раций. кроме СССР «82-й» возил пассажиров в
болгарии, венгрии, Румынии, югославии. он успел
засветиться в нескольких фильмах: «цепная реакция»,
«Первый троллейбус», «Стиляги» и др., и запомнился
тем, что в нем булат окуджава спел песню
«Полночный троллейбус».

водитель экскурсионного троллейбуса – была такая

профессия! А троллейбусом для туристов и отдыхающих
был СвАРз-ТбЭС вСХв, стоявший в серии с 1956-го по
1959-й гг. и работавший на всесоюзной сельско-хозяй-
ственной выставке (ее снова открыли в 1954 г.), здесь
трудились 20 таких троллейбусов, а всего их построили
лишь 60 шт. Пассажиры любили «Аквариум» за гнутые
верхние окна и светлый салон на 32 посадочных места, а
также за барельеф вСХв на фронтальной части. Дамы
ценили огромное зеркало в корме салона и опускаемые
боковые окна, через которые ветер поправлял им при-
ческу. СвАРз-ТбЭС вСХв можно увидеть в фильме
1957г. «Девушка без адреса».

завершим обзор моделью СвАРз-МТбЭС – Модер -

низированный Троллейбус Экскурсионный Со коль ни -
ческий. его создали в 1958 г. для обслуживания москов-
ских линий и продержали на конвейере до 1967 г. всего
выпущено 520 экз.: около 400 ед. в Москве, остальные в
киеве на заводе элетротранспорта (кзЭТ). Музейный экс-
понат 1963 г. был восстановлен в 1993-м и сейчас на ходу.
в салоне 37 посадочных мест. заслуги СвАРз-МТбЭС в
кинематографе: «берегись автомобиля!» (1966 г.), «При -
ключения желтого чемоданчика» (1970 г.), «Джентльмены
удачи» (1971 г.). но на этом история транспортных средств
периода СССР не заканчивается!

эволюция

59

Двигатель Ikarus 55 разгонял «сигару»
доскорости 100 км/ч