355 лет
в работах ученого исаака ньютона в 1663 г. появился

рисунок тележки с паровым котлом позади возничего.
конструкция напоминала карету с колесами одинаково-
го диаметра и паровым котлом с нижним подогревом
посередине. Тележка приводилась в движение выры-
вающимся из заднего сопла водяным паром. Чертеж
сохранился до наших дней.

190 лет
британец вальтер Ханкок в период с 1828 по 1838 гг.

построил девять паровых автомобилей, в том числе
шесть –для перевозки пассажиров. Самый первый
паромобиль был трехколесным и приводился в действие
двумя качающимися цилиндрами. ведущим являлось
переднее управляемое колесо, которое поворачивалось
вместе с установленным паровым двигателем. Позже
привод применили на задние колеса, в частности, таким
стал первый автобус Ханкока под названием Infant.

185 лет
в 1833 г. началась эксплуатация паровых автомоби-

лей британского производства. Первым на регулярные
пассажирские перевозки вышел автобус Interprise. он
соединил маршрутом города Лондон и коннингтон. в
последнем было налажено постоянное пассажирское
сообщение паровых автомобилей между населенными
пунктами округа. за первые шесть месяцев суммарный
пробег новых транспортных средств составил 7654 км.

155 лет

После представления чертежей 26 июня

1863 г. русский изобретатель Авксентий

врадий получил привилегию №906 на

«Паровоз для езды по обыкновенным

дорогам». Привод от парового двига-

теля осуществлялся как на перед-

нюю, так и на заднюю ось.

Самоход повышенной проходи-

мости стал далеким предше-

ственником 

современных

автомобилей с колесной фор-
мулой 4х4.

145 лет
в 1873 г. на Мальцовском заводе в калужской губер-

нии начал работать колесный тягач Eveling-Porter. он
весил 7 тонн и комплектовался паровым двигателем
мощностью 6 л.с. Русские инженеры, изучившие кон-
струкцию «британца», создали более совершенный ана-
лог с мотором мощностью 10 л.с., который работал не на
угле, а на дровах. Тягач мог тянуть 10 платформ с грузом
до 16 тонн.

140 лет
в 1878 г. француз А. болле построил очередной паро-

вой автомобиль, который развивал максимальную ско-
рость уже в 35 км/ч. он участвовал в автопробеге
Париж– вена, и не остался незамеченным. Совер -
шенство конструкции техники болле привлекли к ней
внимание и на Парижской всемирной автомобильной
выставке 1878г.

130 лет
Французский изобретатель Леон Серполле в 1888 г.

сконструировал генератор с мгновенным парообразова-
нием. благодаря такому новаторству конструкцию паро-
вого автомобиля удалось довести до совершенства.
Парообразование стало практически мгновенным, т.к.
вода подавалась на сильно нагретую спираль. Паровой
котел перестал быть одним из наиболее уязвимых
звеньев всей машины. 

125 лет
в 1893 г. американец У. Г. Либбей из бостона изобрел

паровой велосипед. на легкой железной раме крепился
ящик с паровиком, резервуар для воды и рабочее обо-
рудование. С двух сторон ящика располагались цилинд-
ры. в полном снаряжении вся конструкция весила
6пудов. Создаваемой мощности хватало для того, чтобы
паровой велосипед развивал максимальную скорость 20
миль в час.

в 1893 г. в Москве зарегистрировано акционерное

общество «Дукс». оно стало одним из первых крупных
производителей автомобилей в России. основателем

эволюция

60