выступил юлий Александрович Меллер, талантливый
организатор производства, одаренный конструктор,
успешный предприниматель, выдающийся обществен-
ный деятель и спортсмен.

вышли примечания к статье 568 Устава путей сообще-

ния  Российской империи  (Свод законов, т. XII,  ч.1,
издание 1893 г.). в нем министр путей сообщения наде-
лялся правом издавать обязательные к исполнению пра-
вила перевозки тяжестей по шоссейным дорогам, при-
меняемые конструкции и предельные нагрузки для
дилижансов , фургонов и тому подобных повозок.

120 лет
в 1898 г. русский ученый к. Я. Данилевский усовер-

шенствовал самокат, предназначенный для индивиду-
ального воздухоплавания. он мог взмывать над землей
в безветренную погоду с помощью пропеллера, который
приводился в движение педальным приводом.
Портативный складной аэростат наполнялся водородом,
который в сжатом состоянии хранился в баллоне.
направление движения менялось поворотом руля.

в 1898 г. в Санкт-Петербурге была напечатана книга

А.С. Таненбаума «о применении автомобилей в перевоз-
ке пассажиров и тяжестей». она тематически посвящена
организации автомобильных перевозок в России. в ней
шла речь не только о технических и экономических пре-
имуществах нового вида транспорта, но и рассматрива-
лись аспекты планирования, учета и анализа работы
подвижного состава. 

115 лет
испытания автомобилей Фрезе для почтамта Санкт-

Петербурга прошли 26 ноября 1903 г. Фабрика «Фрезе и
кº» построила 10 автомобилей, которые выдержали
экзамен. Почтамт признал моторное передвижение
выгодным и подписал с господином Фрезе контракт на
использование почтовых автомобилей за твердую плату
сроком на два года. в сумму выплат входила зарплата
механиков, а также затраты на бензин, масло, шины и
материалы.

в Санкт-Петербурге 24 апреля 1903 г. было основано

иРАо –императорское Российское Автомобильное
общество. Устав организации был утвержден годом
позже, 15 мая 1904 г. А в октябре 1909-го делегация РАо
приняла участие в международной конференции по
выработке общеевропейских норм и требований к авто-
мобильному движению.

Группа автомобилистов Санкт-Петербурга в 1903 г.

учредила техническое бюро «Автомобиль-клуб». его
основная специфика заключалась в хранении, техниче-
ском обслуживании и квалифицированном ремонте
автомобилей. в распоряжении клуба находились
ремонтные мастерские с оборудованием и инструмен-
том, теплым гаражом, библиотекой и читальным залом.

110 лет
в 1908 г. появились первые сведения об использова-

нии автомобильных радиостанций в западной европе.
Радиофицированные транспортные средства были осна-
щены выдвижными телескопическими антеннами, кото-
рые доказали свою эффективность. один из первых
«Руссо-балтов» с радиостанцией запечатлен на фото
в1914 г.

в Москве 13 августа 1908 г. прошло открытие регу-

лярного пассажирского маршрута. Движение на нем
осуществляли два 10-метровых автобуса Laurin&
Klement австро-венгерского производства, поставленных
предпринимателем А. и. бузниковым. Через месяц
городская управа через представительство инженера
Г.о. Ростовского приобрела три немецких автобуса
Bűssing. им предстояло возить пассажиров по Якиманке,
между Серпуховскими воротами и каменным мостом.

Международная гонка автомобилей из Санкт-

Петербурга в Москву 19 мая 1908 г. собрала 32 экипажа. их
разделили на четыре категории в соответствии с диамет-
ром поршней, т.е. по существу — по мощности двигателей.
После преодоления 665 верст к финишу пришли только 10
автомашин. впервые на российских дорогах была достиг-
нута максимальная скорость в 115 верст в час.

эволюция

61