пассажирских машин. Так, власти брянска недавно заказа-
ли 20 ед. компактных ЛиАз-429260. Липецк тоже сделал
ставку на традиционный транспорт и остановил свой выбор
на ЛиАз-527002: их будет поставлено 40 ед. Город
кинешма ивановской области сделал ставку на восемь
дизельных «пазиков». нижегородцы потратили бюджет-
ные средства на 200 ед. дизельных ЛиАз-529360.
Дизельные Vector NEXT появились на улицах озёрска,
Москвы и других городов. 

«евРоПА» и «киТАй»

в сентябре первой российской премьерой стал тури-

стический MAN Lion’s Coach R07, который тут же при-
обрел областной Дом народного творчества из Ростова-
на-Дону. Лайнер нового поколения отвечает более жест-
ким европейским требованиям по пассивной безопасно-
сти и, вчастности, введенным с 9 ноября 2017 г.
Правилам еЭк оон №66.02 на опрокидывание. При габа-
ритной длине 12,1м его салон рассчитан на перевозку
49 пассажиров. кресла оснащены функцией выдвиже-
ния в проход. Моторный отсек в заднем свесе приютил
440-сильный двигатель уровня EEV, в паре с которым
работает 12-ступенчатая автоматизированная коробка
передач TipMatic. Примечательная особенность: на борту
есть вспомогательные системы, повышающие комфорт
пассажиров и облегчающие труд водителя. Я имею в
виду ассистент облегчения трогания на подъеме Easy
Start, пневмоподвеску с регулировкой уровня кузова
ECAS и т.д.

из числа ввезенных в преддверии 2018 г. европейских

лайнеров стоит отметить итальянский IVECO Evadys.
импортер Scania представила модель Touring, произведен-
ную в китае совместно с компанией Higer. и пока до нас не
доехали мировые дебютанты нового поколения Mercedes-
Benz Tourismo, Neoplan Tourliner и другие «европейцы»,
активный интерес к рынку РФ проявили китайские бренды
и, в частности, Golden Dragon. в начале осени впервые в
России были представлены модели XML 6957JR и XML
6126JR. выглядят они вполне по-европейски и способны
стать альтернативой более дорогим иномаркам из Старого
Света. например, 9,55-метровый XML 6957JR на 39 мест
имеет кузов с многоступенчатой катафорезной обработкой,
усиленной электропроводкой и зимним пакетом. У него
багажные отсеки объемом 3,8 м3, 280-литровый топлив-
ный бак, двигатель Cummins мощностью 245 л.с., 6-ступен-
чатая коробка-автомат. в салоне есть холодильник и кулер,
девять отопителей и дополнительные печки в дверных
проемах: завод знает, что предложить заказчикам! При
стоимости 6 млн руб. желающие поставить такую технику
на межгород точно найдутся!

в 2018 г. начнутся продажи 48-местного «туриста»

Yutong T122 HDH габаритной длиной 12,24 м, который до
настоящего времени был доступен только на европейском
рынке. его стоимость в 12 млн руб. только на первый
взгляд может показаться «кусачей», а на самом деле она
вдвое ниже аналогов из еС. Примечательная деталь: наря-
ду с сопоставимыми техническими характеристиками 400-
сильный «азиат» с 12-ступенчатым «автоматом» ZF и 520-
литровым топливным баком получил и достойный уровень
оснащения системами безопасности. в этом списке систе-
ма слежения за дорожной разметкой, адаптивный круиз-
контроль, ассистент экстренного торможения. Уровень
комфорта тоже повышенный, например, высота салона в
проходе составляет 2100 мм, а кресла закреплены на 150-
мм подиуме: чем не «европа»?! и объем багажных
отсеков–будь здоров: 12 «кубов»! Специально для рынка
РФ поставщик может предложить на выбор двигатели
Cummins, MAN, Mercedes-Benz, PACCAR. не каждый бренд
предлагает такое разнообразие!

РоССийСкАЯ РАТь

начало предыдущего года было связано с тем, что на

линии российских мегаполисов, и прежде всего Москвы,
вышли новые модели автобусов. По ходу сезона к ним
добавились другие дебютанты, и преимущественно от
Группы ГАз. в отличие от машин предыдущих лет, перевоз-
чики предпочитают брать автобусы с кондиционером, авто-
матической коробкой передач, а в случае с городскими и
пригородными перевозками –с низким уровнем пола если
не по всей длине салона, то хотя бы в его части.

Примером такого выбора транспортных операторов слу-

жит Vector NEXT Павловского автобусного завода с низко-
польной задней площадкой. как и обновленный ПАз-3204,
он сделан в рамках программы «Доступная среда». кроме
городской модели разработан «межгород». не за горами
пуск в серию укороченной до 7,1 м версии с мотором зМз и
«школьника» с автоматической трансмиссией Allison.
в2018-м начнется подготовка удлиненной 8,8-метровой
модификации Vector NEXT, а с 2019-го в производство
поставят и машины габаритной длиной 8,5 м. Семейство
пополнят новые опции и агрегаты: газовые двигатели ЯМз,
комплекс видеонаблюдения, оборудование ГЛонАСС,
система пожаротушения, кондиционер, электронное табло,
цифровой тахограф и т.д.

Хорошую активность на внутреннем рынке развил

Ликинский автобусный завод. зимний сезон 2017-2018 гг.
охарактеризовался выпуском в опытную эксплуатацию 19-
метрового сочлененного городского автобуса ЛиАз-621365.
Это стало возможным благодаря договоренностям с
«Пассажиравтотрансом». новая модель предоставляет

47посадочных мест, что на девять больше, чем у аналогов
особо большого класса. Максимальная вместимость пасса-
жирской машины достигает 170 человек. Для удобства
маломобильных групп населения в районе средней двери
предусмотрена механическая аппарель для въезда инва-
лидной коляски, а надлежащий комфорт обеспечивает
установленный в салоне кондиционер. 

в числе новинок сезона значится и низкопольный двух-

дверный Kursor Low Entry, который также носит на лицевой
панели эмблему ГАз. в модельный ряд Kursor вольется
трехдверный Low Floor. Для них расширяют агрегатную
базу и, в частности, используют центральный редуктор,
двигателя ЯМз уровня евро-5, «автомат» Allison,ABS, ASR и
многое другое.

Реальностью стал рестайлинговый «турист» Cruise с

системой ADAS, подготовленный к обслуживанию гостей
предстоящего Чемпионата мира по футболу. Число мест в
нем увеличено до 51, применено боковое остекление аква-
риумного типа, расширено багажное пространство. на борту
появился подъемник для инвалида-колясочника. в расши-
ренном наборе опций есть спальное место водителя, новая
аудио-видео система, индивидуальные сервисные блоки,
холодильник, мини-кухня и туалетная кабина. Арсенал
электронных устройств пополнили система предотвращения
опрокидывания ARP, функция ограничения скорости на
спуске DBL, ассистент экстренного торможения AEBS, про-
грамма стабилизации курсовой устойчивости ESP. есть
также электронная тормозная система EBS, система контро-
ля за дорожной разметкой SPA. ни один отечественный
автобус ранее не получал такого внушительного набора!

в наступившем 2018 г. линейку междугородних автобу-

сов пополнит 9-метровый Voyage New, а с 2019-го под
маркой ГАз в серию пойдут его разновидности габаритной
длиной 11–13 м. всех их будут комплектовать агрегатами
собственного производства!

есть новинки и от других производителей. в их числе –

53-местный «Марафон» от Volgabus с двигателем MAN,
Mercedes-Benz или Yuchai потенциалом до 300 л.с. вторая
премьера под тем же брендом – работающий на природ-
ном газе городской «СитиРитм» вместимостью 94 пасса-
жира с мотором в 209 л.с. за обладание таким транспортом
нужно выложить 7,8 млн руб. от неФАза пополнение обес-
печено моделью 5299-40-52 на 106 пассажиров при
27местах для сидения. он также стал зеркалом рыночных
тенденций: его 250-сильный двигатель Cumminz работает в
одной силовой линии с 6-ступенчатым «автоматом» ZF.
если дело так и дальше пойдет, главной заботой россий-
ских водителей автобусов станет контроль габаритов лай-
неров и соблюдение ПДД. об остальном позаботится элек-
троника.

пассажирскиеперевозки

7