Производители отреагировали незамедлительно: уже в
середине 50-х они начали сворачивать выпуск машин с
длинным капотом. Промежуточной альтернативой стали
модели с укороченной носовой частью. Первой ласточкой
Mercedes-Benz в данном направлении стал самосвал LAK
2624 (6x6) образца 1959 г. Спустя четыре года немецкий
автопром внес разнообразие за счет строительных машин с
тремя приводными осями. У Mercedes-Benz такое семей-
ство получило характерные признаки в виде овальной
решетки радиатора и овальных фар в бампере. «Пузатый»
полукапот ограничивал контроль габаритов самосвала, для
чего по передним углам справа и слева установили сталь-
ные «усы» с белыми шарами на макушках. транспортники
«распробовали» новинку и стали ее активно покупать.
Спрос на Mercedes-Benz LAK 2624 (6х6) оказался настолько
высоким, что производство автомобиля развернули и за
пределами Германии. лицензионная сборка охватила иран,
нигерию, Саудовскую Аравию, южную Америку, юАр. У себя
на родине модель исключили из заводского ряда в конце
70-х, хотя по запросам клиентов самосвалы из машино-
комплектов собирали вплоть до 1995 г.!

испытатели отмечали, что при массе в 30т и грузе до

20т нет критического прогиба рамы и поломок рессор.
Достаточным оказался и потенциал 6-цилиндрового мото-
ра оМ 355 рабочим объемом 11,6 л: мощность в 240 л.с. и
мак симальный крутящий момент в 814 нм. В числе кон-
структивных особенностей самосвала 6х6: раздельный
привод среднего и заднего ведущих мостов. жесткая под-
веса во время движения создавала дискомфорт (один
шум чего стоил!), но самосвал был надежен!

В 70-е гг. готовился контракт на лицензионную сборку

немецких самосвалов в СССр. завод мощностью 100 тыс.
грузовиков Mercedes-Benz LAK планировали построить в
набережных Челнах. но тогда до подписания бумаг сторо-
нами дело не дошло. 

Всов ременной россии (и именно в Челнах!) организован

массовый выпуск большегрузов с хромированной звездой,
в том числе и с самосвальными кузовами Meiller-Kipper.    

кАПотУ – кАПУт!

Следующей вехой в истории строительных грузовиков

стал отказ от капотной и полукапотной компоновки в поль-
зу «безносой» кабины над двигателем. типичный предста-
витель этой плеяды – самосвал Mercedes-Benz LP 2232
(6x4). Первые бескапотники имели не откидную кабину, но
с осени 1963-го в серию пошла кабина с открыванием по
ходу движения, и все встало на свои места.

Двигатель оМ 403 образца 1969 г. при 10 цилиндрах, V-

образной конструкции и рабочем объеме 15,9 л выдавал
на-гора 320 л.с. и 1010 нм. С 1975 г. его стали применять
на Mercedes-Benz LP 1632. конструкторы пошли дальше, и
кроме V10 начали устанавливать короткие оси и главную
передачу с отношением 7,21:1. В силовой линии использо-
валась 9-ступенчатая механическая трансмиссия с делите-
лем и пониженным рядом. Максимальная скорость состав-
ляла 65 км/ч, и для самосвала этого было достаточно.

особое внимание разработчики уделили комфорту води-

теля. Высота моторного тоннеля в 200 мм не ограничивала
перемещение по кабине. радовал прекрасный обзор
передней полусферы, удобная посадка за рулем, отличная
шумоизоляция и безупречная эргономика. В дальнейшем
все эти аспекты всегда находились в приоритете немецких
конструкторов. на Mercedes-Benz LP 2232 (6х4) равнялись и
другие производители коммерческих автомобилей...

«ПАроВоз» Для АВтоПоезДА

наряду с одиночными автомобилями в строительной

отрасли с хх в. активно используют и автопоезда, причем
не только в виде самосвалов с прицепами. транспортники
выбирают и седельные тягачи с полуприцепами. одно из

таких транспортных средств – сцепка с тягачом Mercedes-
Benz 1635 (4x2) серии NG85 (N = Neue, G = Generation,
дословно «новое поколение»; 1985 – год начала про-
изводства). Серия NG появилась в линейке Mercedes-Benz
в 1973 г., и продержалась до 1989-го. До этого времени
вышли еще два обновления: NG80 в 1980-м и NG85 в 1985-
м. Визитная карточка серии NG – просторная кабина с на -
клонным ветровым стеклом и большими боковыми окна-
ми. особенностью стала и более широкая линейка V-образ-
ных моторов на шесть, восемь и 10 цилиндров мощностью
от 192 до 320 л.с. Позже топ-версию V10 выпустили с рабо-
чим объемом 18,3 л и форсировали до 352 л.с. и 1600 нм.

Фирменными достоинствами стали прочные листовые

рессоры, усиленная рама, высокий дорожный просвет,
адаптированная для доставки строительных грузов транс-
миссия. коробка передач получила электропневматическое
переключение и стала далекой предшественницей нынеш-
ней PowerShift 3.

СоВреМенные ПотоМки

В 1988 г. Daimler Trucks начал выпуск грузовиков SK (S =

Schwere K = Klasse, «тяжелый класс»). В этой линейке было
создано множество самосвалов большой грузоподъемно-
сти с кузовами различных европейских фирм. В россию
часть из них попала уже с пробегом, и некоторые в работе
до сих пор. Многие из них относятся к разным поколениям
Actros, чья родословная началась в 1996 г. 

особенно популярным у строителей стала серия Actros

Bau на основе флагманской модели третьего поколения (с
2008 г.). целая гамма самосвалов создана на заводе в
набережных Челнах. наконец, в 2013 г. появилась специа-
лизированная строительная серия Arocs, лучшая за всю
историю Mercedes-Benz. Автомобили получили двигатели с
18 вариантами мощности, три типа привода и различную
конфигурацию колесной формулы от 4х2 до 8х8/4...

спецавтотехника

22

Ведущие задние мосты Mercedes-Benz LAK
2624 (6х6) с раздельным приводом

Сцепка с тягачом Mercedes-Benz 1635 (4x2)
серии NG85