рыхлая – поверхность льда, чем больше по нему катались,
тем глубже режет нож. Срезанный лед собирает горизон-
тальный шнек, а вертикальный подает его в бункер объе-
мом от 500 до 1200 л. в передней части машины, 

работа фрезы со стороны не видна, она вместе со шне-

ками скрыта под кожухом кондиционера – так в целом
называется устройство для обработки и заливки льда,
частью которого она является. кроме фрезы и шнеков,
вконструкцию кондиционера входит гидропривод, насос
для откачки воды, распределительная рампа для заливки
льда и водяное полотенце.

Гидропривод обеспечивает работоспособность фрезы,

шнеков и водяного насоса. рампа распределяет воду по
ширине обрабатываемой поверхности, водяное полотенце
по лирует свежезалитый лед. боковая щетка очищает
поверхность льда непосредственно у бортов.

В небольшой кабине оператора органы управления ана-

логичные автомобилю с автоматической трансмиссией.
есть несколько специальных рычагов для управления ме -
ха низмами кондиционера и бункера для срезанного льда. 

Под баком для сбора снега расположены одна или две

емкости для воды. Вода из первого бака используется для
мойки льда после того как был срезан верхний слой,
авода из второго бака используется для заливки нового
слоя льда. 

В процессе работы машина одновременно производит,

как минимум, три операции – срезает верхний слой льда,
собирает его в бункер и заливает новый слой льда. 

Машины с системой мойки льда подают из резервуара

на поверхность льда из распределительной трубы конди-
ционера воду, которая также и используется и для залив-
ки. Смывая грязь и ледяную крошку, вода заполняет тре-
щины и щели. излишки воды, оставшиеся на поверхности,
убираются резиновым ножом («шваброй») в задней части
машины и с помощью специального насоса собираются в
бак, предварительно проходя через механический фильтр.

В режиме заливки, по мере движения комбайна по

ледовой арене верхний слой рыхлого и неровного льда
срезается ножом. Срезанный лед («снег») собирается с
поверхности горизонтальным и передается на вертикаль-

ный шнек, который поднимает срезанный лед в бункер.
одновременно с этим на поверхность катка подается горя-
чая вода, которая равномерно распределяется по поверх-
ности катка специальным техническим полотенцем,
закрепленным позади машины. Горячая вода подтаплива-
ет лед, глубоко проникая в трещины, и новый слой льда,
соединяясь со старым, формирует твердую монолитную
поверхность. 

ледяная крошка из резервуара машины сбрасывается в

специальную яму для таяния. Вода из ямы уходит в дре-
наж, а на некоторых аренах фильтруется и используется
повторно.

ледовый комбайн движется по ледяному полю по опре-

деленному маршруту, который разрабатывается исходя из
размеров площадки и места выезда машины на лед.
Восстановление ледовой поверхности должно быть про-
изведено максимально быстро, чтобы не сокращать полез-
ное время работы ледовой арены.

Уборка и заливка нового льда на аренах стандартного

размера (56 м х 26 м, 60 м х 30 м), занимает порядка 12–

ледозаливочная техника

26

Нож (1), снимая тонкий слой льда, выравнивает (полирует)

поверхность льда. Горизонтальный шнек  (2) собирает срезанный
лед, а вертикальный шнек (3) выбрасывает снег в бункер для
снега (4). Вода из водяного бака (5) поступает в кондиционер» (6)
и промывает лед. Избыток воды всасывают фильтры и возвращают
обратно в бак. Горячая очищенная вода для заливки поступает на
лед через полотенце (7) позади «кондиционера».

Фрэнк замбони (Zamboni) – американский инженер, сконструировавший машину для

быстрого обновления ледового покрытия катков. его фамилия дала название одно-
именной компании и стала нарицательным именем для семейства такой спецтехники.