В этом же аспекте можно похвалить и необычную

кабину Semi: поскольку водитель сидит по центру, у него
будет меньше «слепых зон». Еще электрический тягач
будет проще в обслуживании – в него не потребуется
регулярно заливать десятки литров масла и прочих
рабочих жидкостей. 

ВыгОда При ЭксПЛУатации

как любая коммерческая техника, Semi станет бес-

смысленным, если его рентабельность будет отрицатель-
ной. илон маск пообещал, что его тягач будет примерно
на 20 % выгоднее аналогичного по грузоподъемности
дизельного тягача. 

Приводятся такие данные: с учетом всех сопутствую-

щих затрат (в том числе на зарядку, содержание, обслу-
живание страховку, зарплату водителю и так далее) Semi
обойдется владельцу примерно в 0,79 доллара за кило-
метр пути, в то время как для обычной фуры этот пока-
затель составляет 0,94 доллара. илон маск пообещал,
что при зарядке на станциях Megacharger за 1 кВт

⋅ч при-

дется заплатить всего 7 центов. 

с учетом того, что современные дизельные тягачи в

америке имеют средний расход топлива 39 л/100 км, то
при текущей цене получается, что доля топлива в стои-
мости одного километра пробега составляет примерно
0,5 доллара. иными словами, около половины всех экс-
плуатационных затрат уходит на топливо. 

к сожалению, провести аналогичные расчеты с Tesla

Semi пока невозможно, поскольку мы не знаем емкость
его аккумуляторов. тем не менее, 7 центов за 1 кВт

⋅ч –

весьма выгодная ставка, поскольку сейчас обычные аме-
риканцы платят от 9 до 31 цента за 1 кВт

⋅ч в зависимости

от штата. ранее Tesla заявила, что удельное потребле-
ние энергии Semi составит менее 2 кВт

⋅ч за милю.

Впересчете ориентировочно получается  0,09  доллара

за километр. сравните это с 0,5 доллара за километр
для дизельных тягачей! 

из этих расчетов напрашивается и другой вывод. Если

все заявленные маском данные верны, то на за ряд -
ку/заправку Semi будет уходит 0,09 доллара за километр из
общих затрат 0,79 доллара за километр. для дизельного
это соотношение куда больше – 0,5 доллара из 0,94 долла-
ра. косвенно это свидетельствует о том, что остальные
затраты, связанные с эксплуатацией электрического грузо-
вика, будут выше. иными словами, на все остальные плате-
жи уйдет 0,7 долл. /км против всего  0,44долл. /км.
Причина этого феномена пока неясна. Возможно, это свя-
зано с более высокой изначальной стоимостью или повы-
шенными ставками за прохождение техобслуживания у
дилеров (эти данные пока не раскрываются). 

какОВ рЕсУрс БатарЕй? 

Еще одним злободневным вопросом Semi является

«живучесть» тяговых аккумуляторов. Всем известно, что
они имеют свойство изнашиваться, но в случае с легко-
выми моделями все проще: меньше средние пробеги и
меньше нагрузка. 

По данным маска, гарантия на силовой агрегат соста-

вит рекордный миллион миль, то есть около 1,6 млн
километров. но входит ли сюда батарея? Пока глава
Tesla не дал четкого ответа на этот вопрос. 

скОЛькО БУдЕт стОить

цены уже объявлены. Базовая версия Tesla Semi с

запасом хода 480 километров будет стоить 150 тыс. дол-
ларов. За более «дальнобойную» модификацию (до
800километров на одной зарядке) придется заплатить
180тыс. долларов. 

При этом по старой маркетинговой традиции сначала

Tesla будет продавать более дорогие версии Founder’s

Series. Планируется выпустить тысячу таких тягачей, их
цена составит  200 тыс. долларов. 

сколько стоят дизельные конкуренты? новый тягач

Freightliner Cascadia 2019 модельного года аналогичного
восьмого класса (по американской градации) оценивается
в среднем в 150 тыс. долларов, то есть на уровне младшей
версии Tesla Semi. но существуют и более выгодные пред-
ложения: Peterbilt 389 стоит 137 тыс. долларов, international
HX – 133 тыс. долларов, Mack Pinnacle – 110 тыс. долларов
(указаны ориентировочные цены на стандартную кабину
без спальника). 

иными словами, Tesla не собирается демпинговать, но

и однозначно завышенными ее цены назвать нельзя. 

ЭПиЛОг

Пока Tesla Semi является, как минимум, очень интерес-

ным проектом. Полноценный серийный выпуск электриче-
ского тягача должен начаться в 2020 г., однако, с учетом
постоянных проблем с Tesla Model 3 логично предполо-
жить, что и Semi встанет на конвейер с ощутимой задерж-
кой. но ажиотаж вокруг новинки уже создан. Tesla не на -
зывает общее количество предварительных заказов (каж-
дый из которых обеспечен депозитом в размере 20 тыс.
долларов), зато некоторые клиенты самостоятельно рас-
сказывают о намерении приобрести горячую новинку. так,
служба экспресс-доставки UPS планирует купить 125 ма -
шин. Еще 100 грузовиков заказала PepsiCo.  также о жела-
нии купить Semi говорили DHL, FedEx, Sysco и Walmart. 

Эти гиганты отрасли могут потратить деньги на любой

эксперимент, поэтому вряд ли стоит считать, что их экс-
перты уже все просчитали и удостоверились в рента-
бельности Tesla Semi. В то же время к электрическому
грузовику явно проявляется ажиотажный интерес. но
изменит ли он отрасль или нет, мы сможем узнать толь-
ко через несколько лет.

подвижной состав

29