В 1928 г., через несколько лет после окончания граж-

данской войны, возобновились соревнования на
мастерство вождения. их провели в москве под назва-
нием «фигурные соревнования на автомобиле». Бороться
за победу вышел 31 шофер, но из-за отсутствия должной
квалификации и опыта высоких результатов никто не
показал.

85 лет

В марте 1933 г. ленинградский завод «красный

Путиловец» приступил к выпуску небольшой партии
(6ед.) семиместных легковых автомобилей «Л-1». За
сходство с американским аналогом их еще называли
советскими «Бьюиками». Планы по производству до
20тыс. ед. в год так и остались не реализованными:
модель осталась экспериментальной. Зато впоследствии
«Л-1» стал прообразом более позднего автомобиля
Зис-101.

Принято постановление совета труда и обороны ссср

№756 от 27 августа 1933 г., установившее тарифную сетку
на перевозки грузов автомобильным транспортом.
размер тарифов увязывали с классом груза, тоннажом
грузовика, дальностью перевозок, фактическими разме-
рами постоянных и переменных расходов. Одновременно
унифицировали отчетность. Появились путевой лист,
гаражный лист, учет ремонта, учет дтП, контроль мате-
риалов и агрегатов, учетно-эксплуатационный суточный
лист, сводный отчет и прочая документация.

В начале ноября 1933 г. на улицах москвы появился

первый советский троллейбус. началась новая эра элек-
трификации наземного городского транспорта. Все
троллейбусы были советского производства:
ярославский автомобильный завод производил их на
базе автобусов ятБ-1, ятБ-2, ятБ-4. Позже добавились
машины столичного автозавода. себестоимость пере-
возки пассажира автобусом в то время составляла
6,23коп. за километр, а троллейбусом почти вдвое
меньше – 3,32коп./км.

В 1933 г. цудортрансом введена система планово-

предупредительных ремонтов для всех автохозяйств
страны. Выполненный специалистом и. В. грибовым
анализ затрат на эксплуатацию автомобилей показал их
структуру. согласно полученным данным, 18% прихо-
дится на амортизацию зданий, сооружений и подвиж-
ного состава. Еще 15% занимают расходы на ремонт
автомобилей и 5% составляют платежи на содержание
гаража.

80 лет

к сентябрю 1938 г. автомобильный парк со -

ветскогосоюза достиг 650 тыс. ед. При этом в отрасли
работало только 10 авторемонтных заводов и восемь
профессиональных станций технического обслужива-
ния автомобилей (стОа). Вся ремонтная база была спо-
собна обслуживать лишь 5% автопарка, поэтому в
большинстве случаев восстанавливать технику и под-
держивать ее в исправном состоянии приходилось
своими силами.

70 лет

В 1948 г. в советском союзе открыли первый магазин

по продаже автомобилей населению. Он находился в
москве, на Бакунинской улице, дом 21. Первыми товар-
ными образцами стали автомобили «москвич-400» и
гаЗ м20 «Победа». кроме того, для покупки были
доступны мотоциклы разных марок, велосипеды и ори-
гинальные запасные части. Вскоре аналогичные мага-
зины открылись в других крупных городах ссср:
Ленинграде, алма-ате, Баку, киеве, минске, но во -
сибирске, свердловске, ташкенте, тбилиси, хабаровске.

За первые шесть месяцев 1948 г. число шоферов-сто-

тысячников (чей транспорт прошел без поломок 100 тыс.
км) в москве выросло в 2,5 раза. только в одном 3-м
автобусном парке советской столицы насчитывалось
43автобуса, проехавших 100 тыс. км без капремонта.
каждый четвертый из них (11ед.) имел на одометре
свыше 150 тыс. км. непроизводственные потери рабочего
времени на линии по сравнению с 1947 г. снизились по
автобусам – на 23,7%, по грузовым такси – на 27,8%, по
легковым таксомоторам – на 46,7%.

эволюция

53