мер господдержки. По итогам 2017 г. рынок спецтехники
впервые за 5 лет показал рост: продажи увеличились на
49%. свое слово здесь сказала реализация отложенного
спроса на спецтехнику. субсидирование по лизинговым
договорам техники российских производителей и льгот-
ные условия самого лизинга на спецтехнику общим объе-
мом 3,5 млрд руб. так же увеличили продажи спецтехни-
ки и объем производства отечественных предприятий. 

рЕВОЛЮциОнныЕ  иЗмЕнЕния

ВаВтОПрОмЕ

Однако, независимо от позитивных или негативных

изменений на российском рынке коммерческого транс-
порта и спецтехники или международном, развитие тех-
нологий обеспечивает смещение приоритетов в миро-
вом автопроме в сторону электрификации автомобилей
и разработки автопилотов, а также развитие новых форм
мобильности. 

Электрификация продуктовой линейки – приоритет

практически для всех мировых автоконцернов. среди
основных движущих сил – ужесточение требований по
топливной эффективности и целевых значений по пре-
дельному объему выбросов вредных веществ.
Возможность получения налоговых льгот и преференций
тоже относится к факторам, определяющим рост спроса
на электромобили. 

Практически все ведущие автопроизводители полным

ходом ведут активные экспериментальные разработки и
активное тестирование прототипов в области автономи-
зации транспортных средств. Большой потенциал реали-
зации беспилотных технологий видится в коммерческой
сфере – такси, грузоперевозки, общественный транспорт. 

мЕгатрЕнды рынка грУЗОПЕрЕВОЗОк

к 2030 г. 

хотим мы того или нет, согласно научным прогнозам к

2030 г. в отрасли грузоперевозок будут доминировать
четыре мегатренда: 

1. адаптация и переустройство транспортной инфра-

структуры, что обусловлено ростом объемов перевозок,
сокращением пространства для транспорта, ростом
мультимодальных перевозок, урбанизацией и «умной
инфраструктурой». 

2. Усиление регуляторных требований к экологии,

подкрепленное ужесточением норм по выбросам и сти-
мулирование на государственном уровне альтернатив-
ной энергетики. 

3. изменения в логистике вследствие усложнения

требований клиентов, повышения их индивидуальности,
уменьшения сроков доставки, расширение ассортимента
услуг, повышения уровня сервиса для конечных потре-
бителей. 

4. Быстрое распространение новых технологий, объ-

яснимое ускорением темпов внедрения технологий,
повышением доступности технологий и их экологич-
ностью, переводом сферы услуг в цифровой формат и
появлением новых бизнес-моделей. 

Урбанизация усиливается во всех развитых странах –

об щественный транспорт становится основным спосо-
бом передвижения. для стран азиатского региона ха -
рактерна быстрая урбанизация и плотная городская
застройка, сравнительно низкий средний уровень дохо-
да на душу населения и низкая стоимость проезда в
общественном транспорте в сочетании с удобством

системы общественного транспорта. 

Европейцев тяготят сравнительно высокие налоги на

владение автомобилем, ограниченность парковочного
пространства и наличие в центрах городов зон, закрытых
для автотранспорта. В качестве компенсационных мер в
европейских странах существует устойчивая государст-
венная поддержка развития систем общественного
транспорта. 

на североамериканском континенте массовая мото-

ризация и адаптация городов для использования авто-
мобильного транспорта широко развивалась (в частно-
сти в сШа) с 20-х годов прошлого века. Упреждающее
расширение сети автомагистралей способствовало росту
пригородов и миграции работающего населения.
Предварительное планирование на стадии застройки
обеспечило большую удаленность жилых районов от
торговых. 

ПЕрсПЕктиВы 

кОммЕрЧЕскОгО

трансПОрта 

Основные проблемы отрасли коммерческого транс-

порта – время на сервис, безопасность, нехватка води-
телей, расходы на топливо и экологичность. Основную
роль для владельцев коммерческих автомобилей играет
стоимость владения. 

регулирование расхода топлива и выбросов CO2 вве-

дено в северной америке; ожидается, что примеру после-
дуют китай и Европа с ростом давления со стороны кли-
ентов по сокращению выбросов владельцы крупных пар-
ков развивают «зеленый» имидж, особенно в сегменте
курьерских услуг, экспресс-доставки и доставки штучных
грузов. ряд европейских городов ввел зоны низких

рынок

56