выбросов, в планах – полный запрет дизельного транс-
порта. В этой связи правительство китая поддерживает
закупку электробусов для решения проблем с выбросами
в городских агломерациях – при снижении стоимости
батарей и субсидиях коммерческий электротранспорт
более выгоден. но тем не менее, электрификация грузо-
вых автомобилей пока еще оправдана только для отдель-
ных применений. к 2025 г. коммерческие перевозки на
электротранспорте станут экономически прибыльными
для маршрутов протяженностью менее 500 км. 

Пожалуй, наиболее комплексно на долгосрочные

вызовы отрасли и текущие проблемы отвечают автоном-
ные автомобили. автономизация автотранспорта предпо-
лагает экологическую чистоту, экономическую эффек-
тивность, подключение к онлайн-сетям и безопасность
эксплуатации. По эмпирическим расчетам это должно
привести к снижению дтП, сокращению выхлопов,
уменьшению пробок. автономные грузовики имеют все
возможности произвести прорыв в отрасли грузоперево-
зок. Они сегодня являются реальной движущей силой
развития автотранспорта. 

технологическое развитие автономных грузовых т/с

предположительно будет проходить в несколько этапов: 

Этап 0. нет автономности – водитель задействован в

вождении, электронные системы подают только сигналы
предупреждения.

Этап 1. Поддержка водителя – водитель задейство-

ван, автономизированы отдельные функции (в частности,
система аварийного торможения). 

Этап 2. Частичная автономность – водитель задей-

ствован, но уже автономизирован целый ряд фунций
управления: помощь на стройплощадке, адаптивный

круиз-контроль, система контроля рядности, прогнозное
управление трансмиссией, помощь при смене полосы,
система парковки.  

Этап 3. Условная автономность – водитель реагирует

при явной необходимости – автономизированы функции
формирования автоколонны, система помощи в пробках/
на стройплощадках, данными между машинами в реаль-
ном времени. Предполагаемый срок реализации – 2020 г. 

Этап 4. Высокий уровень автономности – водитель не

должен следить за дорогой. Предполагается использо-
вание автопилота на шоссе и полностью автономное
движение по магистрали, мониторинг вождения/ дви-
жения на основе обмена данными между автомобилями
и инфраструктурой. Предполагаемый срок реализации –
2025 г. 

Этап 5. Полная автономность – автономное движение

без вмешательства водителя независимо от ситуации,
наступит предположительно к 2030 г. 

нельзя обойти вниманием такой показатель, как рост

себестоимости беспилотных грузовиков в процессе
совершенствования с 1 по 5 этап развития – это более
20 тыс. долларов сШа на один автомобиль. 

Отчасти эти затраты могут быть компенсированы сни-

жением расходов на заработную плату водителей и топ-
ливо. Водитель отдыхает, пока автомобиль движется на
автопилоте (этап 4 и 5), эффективный пробег автомобиля
увеличивается, снижаются расходы на страхование по
причине сокращения числа дтП. 

аВтОнОмнОЕ ВОЖдЕниЕ 

теоретически нам, конечно, следует ожидать повы-

шения комфорта водителей и безопасности на дорогах

в связи с полностью автономным управлением. Ведь
оптимизируются перерывы на отдых водителей, равно-
мерный упреждающий стиль вождения ведет к пря-
мой экономии топлива, устраняется влияние человече-
ского фактора, автопилот не устает – увеличивается
рабочая загрузка автомобиля. При сокращении дис-
танции между автомобилями возможна дополнитель-
ная экономия топлива благодаря улучшению аэроди-
намики. 

ОснОВныЕ трЕБОВания дЛя БЕсПи-

ЛОтнОгО ВОЖдЕния 

Чтобы реализовать потенциал автономного вожде-

ния, необходимы изменения в системе транспортной
отрасли. 

технологические требования. Оборудование в боль-

шинстве своем готово, нужны точечные инновации. 

развитие цепей поставок. игроки рынка формируют

партнерства и инвестируют в технологии автономного
вождения. необходима, но все еще отсутствует систем-
ная интеграция. 

нормативные требования. требуется юридическое

поле, тестирование автономных автомобилей требует
урегулирования, вопросы ответственности должны быть
полностью прояснены. 

инфраструктура.  необходима доступная инфраструк-

тура (сети LTE и 5G), принятие водителями систем авто-
номного вождения, стандарты кибер-безопасности для
управления автомобилем. 

Программное обеспечение процессов  требует уско-

ренного развития. гео-картография требует высокой
детализации. 

рынок

57