литий-ионных батареях по техническим показателям ока-
зались несколько эффективнее: полномасштабной зарядки
машины запросили после 23 часов, как раз перед самым
возвращением с маршрута в парк. Дневной пробег соста-
вил 230 км, число перевезенных пассажиров за день –
9350 чел., средняя скорость на маршруте 13 км/ч, рабочий
день у машин длился чуть более 18 часов. Помимо тради-
ционных двух обедов и одной смены персонала, машины в
течение дня от шести до 11 раз ставились на подзарядку
батарей (время зарядки 20 и 10 мин, соответственно). 

Электробусы с концепцией ультрабыстрой зарядки на

литий-ионных батареях меньшей емкости или суперкон-
денсаторах сникли примерно на час раньше своих преды-
дущих аналогов – примерно в 22:30. Подзаряжать батареи
и суперконденсаторы приходилось каждые 40 минут на
конечной станции (всего 21 раз за день, примерно 6 мин
один цикл зарядки), плюс к этому – два обеда и смена

персонала. Дневной пробег составил 210 км со средней
скоростью на маршруте 12,6 км/ч, перевезено 10 тыс. пас-
сажиров. 

Опередил всех, по озвученным выше параметрам, элек-

тробус с концепцией динамической зарядки – его показа-
тели эффективности оказались наравне с автобусом.
Машина трудилась весь день, прерываясь только на два
обеда и смену. Дневной пробег составил 250 км, средняя
скорость на маршруте – 15,1 км/ч, перевезено пассажи-
ров– 12 тыс. Тестовый автобус завершил день точно с
такими же показателями. 

ЭКОНОМИчеСКИй АСПеКТ

Рассмотрим экономику затрат на запуск 10-километро-

вого маршрута с 10 ед. подвижного состава на линии.
Электробус с концепцией медленной зарядки – собственно
1 ед. подвижного состава обойдется в 33 млн руб., плюс
примерно треть к этой сумме – затраты на создание ин -

фра структуры в парке (строительство комплексной под-
станции, зарядных станций, прокладку кабеля и пр.). При
этом необходимо учитывать, что пассажировместимость
таких машин 75 человек, что существенно меньше показа-
теля автобуса. При увеличении числа пассажиров – будет
сокращаться пробег и появляется риск схода машин в парк
из-за падения уровня заряда батарей. Поэтому для устой-
чивой работы маршрута потребуется увеличение выпуска
на линию на 2 ед. Общее число машин на линии – 12 ед.
Таким образом, стоимость проекта на 10 ед. транспорта
составит примерно 412,5 млн руб., на 12 ед. – приблизится
к 500 млн руб. 

Электробус с концепцией ультрабыстрой зарядки – еди-

ница транспорта обходится существенно дешевле –
в28млн руб. Помимо создания инфраструктуры в парке,
требуется еще инфраструктура на маршруте: по расчетам
специалистов общая стоимость обеих систем зарядки и

13

подвижной состав