В Минске при эталонном времени заряда суперконден-

саторов (5–7 мин.), возникают скопления электробусов на
конечных станциях. емкость конечной станции огра ни чена
и электробусы вынуждены выстраиваться в очереди для
за ряда на УДС, при этом производить высадку пассажиров
вне остановочных пунктов, что вызывает недовольство
пас сажиров и других участников дорожного движения. 

Поскольку время зарядки повлияет на общую эксплуа-

тационную скорость прохождения маршрута, потребуется
увеличение количества электробусов на маршруте. Это
приведет к привлечению дополнительных водителей или к
росту переработки действующего водительского  состава
парка, что негативно скажется на безопасности, вызовет
перерасход фонда оплаты труда и рост тарифов. 

ПОЖАРНАЯ БеЗОПАСНОСТь

Зарядка большими токами требует дополнительного

электрического расчета. При создании электробусов про-
изводителям стоит уделить повышенное внимание вопро-
сам пожарной безопасности при неисправности электро-
оборудования, а также пожарной безопасности систем
отопления с учетом воздействий дорожных реагентов,
необходимо предусмотреть необходимую вентиляцию отсе-
ков с обеспечением герметичности. 

Подвод мощностей, установка зарядных станций потре-

буют большого объема проектно-сметных, согласователь-
ных и земельных работ, которые увеличат сроки реализа-
ции проектов. Остается открытым вопрос по адаптации

нормативно-правовой базы в соответствии с требованиями
по безопасности для эксплуатации электробусов и под-
ключения станций. 

Для обеспечения устойчивого энергоснабжения необхо-

димо кабельное хозяйство, которое сможет выдерживать
одновременную нагрузку от процесса зарядки на станциях
ультрабыстрых зарядок электробусов и потребления энер-
гии современными трамвайными вагонами. Исходя из сте-
пени износа кабельного хозяйства, для внедрения элек-
тробусов необходима замена силовых кабелей и модерни-
зация подстанций. 

А КАК У НИХ…? 

Италия. Рим. Отстранены от работы все 60 электробусов.

Причина проблемы с зарядом и дальностью хода. 

США. Веначи, штат Вашингтон. Несмотря по ложительные

результаты испытаний индуктивной зарядки, вскрылись
проблемы с воздействием магнитного поля на здоровье
людей, а также вопросы с обеспечением заряда зимой. 

Финляндия. Хельсинки. С 2017 г. в будние дни на двух

маршрутах работают 12 электробусов. В выходные работают
автобусы.  Мощность зарядной станции 350 кВт. ем кость
накопителей 55 кВт/ч. частые подмены автобусами. 

Финляндия. Турку. С 2016 г. работает один маршрут,

длина 12,4 км. Выпуск – 6  электробусов. При работе на
маршруте 15–17 часов, максимальный пробег 210–230 км.
Маршрут дублирован двумя автобусными маршрутами. 

Финляндия. Тампере. С 2017 г. работает один маршрут,

длина 4,4 км. При работе 16,5–17,2ч, пробег – 190 км.
Мощность зарядной станции 300 кВт. емкость литий-тита-
натных батарей 71.5 кВт/ч. Время зарядки от 7–15 минут.
Маршрут задублирован автобусом. 

Франция. Париж. Испытания междугороднего электро-

буса – пробег 250 км, 50 пассажиров, 5 часов зарядки. 

Китай. Шеньжень. Массовый перевод автобусных марш-

рутов на электробусы с ночной и быстрой зарядкой. Однако
коэффициент выпуска 0,54–0,7. 

Нидерланды. 2015–2016 гг.  – испытания электробусов

с прицепами двух типов: водородный генератор из муравь-
иной кислоты и аккумуляторные батареи и система термо-
статирования. Испытания завершены – жалобы на ухудше-
ние маневренности и отсутствие инфраструктуры. 

Дания. Копенгаген. С 2017. работает один маршрут,

длина 18,2 км. Работают два электробуса. За 16 часов рабо-
ты, пробег 170–185 км. Мощность зарядной станции
350кВт. емкость накопителей 61 кВт/ч. На маршруте посто-
янно работают дизельные автобусы. 

Польша. Варшава. Регулярный маршрут с 2015г.

Выпуск 10–12 электробусов. Мощность зарядной
станции 120 кВт. емкость накопителей 160–208 кВт/ч.
Применена комбинированная система заряда – ноч-
ная в парке и подзарядка на конечной от станции
быстрой зарядки. Зарядка на конечной станции 20–
30мин. Данная концепция была рассчитана на долгий
срок батарей, однако в зиму 2017/2018 г. батареи при-
шлось заменить.

подвижнойсостав

15