Немецкий технический концерн усиливает борьбу за

возвращение крупной доли мирового рынка, потерянной
в связи со скандалом, вызванным аферой концерна
Volkswagen в сентябре 2015 г., когда более 11 млн
дизельных автомобилей по всему миру были оснащены
программным обеспечением, которое на тестах много-
кратно занижало истинный показатель количества
выброса вредных веществ (в частности оксидов азота).

Дизельное направление в мировом автопроме стоит на

краю экономического коллапса. Из-за последствий,
вызванных «Дизельгейтом», потребители во всем мире
гораздо чаще отдают предпочтение автомобилям с бен-
зиновыми двигателями. Администрации Парижа и Лон -
дона сейчас рассматривают возможность полного запре-
та использования машин с дизельными двигателями в
этих городах для улучшения экологической обстановки. 

Предполагается, что инновационная разработка смо-

жет помочь автопроизводителям избежать запрета на
эксплуатацию дизельных двигателей в европе. Как
заявил на прошедшей в конце апреля пресс-конферен-
ции в пригороде Штутгарта генеральный директор Bosch
Фолькмар Деннер: «Этот прорыв предоставляет прекрас-
ную возможность сдвинуть ожесточенные споры относи-
тельно будущего дизеля в новое конструктивное русло». 

Новая разработка Bosch оптимизирует управление

температурой выхлопных газов, сокращая выбросы окси-
да азота до одной десятой от разрешенного законом
показателя, и не требует какого-либо дополнительного
оборудования. Система сохраняет содержание и соотно-
шение вредных веществ в выбросах неизменными даже
при низких температурах окружающего воздуха. 

С 2017 г. европейское законодательство об экологи-

ческой безопасности требует, в частности, чтобы пасса-
жирский автомобиль тестировался на количество вред-
ных выбросов по системе смешанных циклов RDE
(городской, загородный, автострада). В соответствии с
европейскими директивами допустимый максимальный
показатель NOx равен 168 мг, в 2020 г. этот показатель
снижается до 120 мг. Но транспортные средства, осна-
щенные новой дизельной технологией Bosh, выдают
фантастический показатель – ничтожно малые 13 мг
оксида азота на километр пути! Даже при движении в
сложных городских условиях средний уровень выбросов
тестируемых автомобилей составляет всего 40 мг на
километр пути. 

Решающего технологического прорыва инженеры

Bosch достигли за последние несколько месяцев.

Комбинация передовой технологии впрыска топлива,
недавно разработанной системы регуляции воздушного
потока и системы интеллектуального управления темпе-
ратурой, позволили добиться впечатляющих показателей.
Количество выбросов NOx (оксида азота, диоксида азота,
закиси азота и др.) теперь может удерживаться даже
ниже разрешенного законом уровня, независимо от того,
движется транспортное средство динамично по трассе
или медленно в городе, в условиях холода или при лет-
ней жаре. 

Решить проблему сокращения выбросов оксидов азота

дизельными двигателями мешают два существенных
фактора. Один из них – стили вождения. Динамичный
стиль вождения требует столь же динамичной системы
рециркуляции выхлопных газов. Этого можно достигнуть
при помощи усовершенствованного для реальных усло-
вий вождения моментально реагирующего турбонагнета-
теля. Сочетание рециркуляции выхлопных газов высокого
и низкого давления в системе управления воздушным
потоком двигателя позволяет водителю изменять ско-
рость транспортного средства без скачка количества
вредных выбросов. 

Второй, и не менее важный фактор – влияние темпе-

ратуры. Для обеспечения преобразования оксидов азота
в процессе выброса до безопасного уровня выхлопные
газы должны обладать высокой температурой – более
чем 200 градусов по Цельсию. Поэтому компания Bosch
создала универсальную систему терморегуляции для
выхлопной системы дизельного двигателя. Эта система
автоматически регулирует температуру выхлопных газов
до требуемых параметров, обеспечивая тем самым рабо-
ту всей выхлопной системы в стабильном и оптимальном
температурном диапазоне для того, чтобы процесс обра-
зования вредных веществ оставался на низком уровне. 

Электроника настраивает турбонагнетатель таким

образом, чтобы он быстрее реагировал на любые измене-
ния скоростного режима. В результате улучшаются
характеристики переходного крутящего момента и низко-
го крутящего момента. Выход отработанных газов уве-
личивается, что быстро нагревает катализатор с момента
пуска двигателя. Дизель достигает рабочей температуры
200°C во время движения автомобиля, иначе сами
выхлопные газы могут охладить катализатор ниже тем-
пературы, при которой он наиболее эффективен. Новое
программное обеспечение управления двигателем сни-
жает расход топлива и дает более низкие показатели
выбросов NOx.

автокомпоненты

17

реаниматор 

дизеля

Блоку управления двигателем требуется программа,

состоящая как минимум из 

8 миллионов строк про-

граммного кода

, чтобы обеспечить контроль за рабо-

той всех компонентов нового дизеля Bosch и обеспе-
чить его оптимальную работу. Космическому кораблю
системы «шаттл» для оптимального функционирова-
ния требуется программа примерно из 400 тысяч строк
программного кода. 

Bosch оптимизировал модуль AdBlue – содержащий

раствор карбамида, уменьшающий количество окси-
дов азота в выхлопных газах, для дозированной
подачи нейтрализатора и для сжигания сажи. Теперь
расход карбамида достаточно низкий – приблизитель-
но 1,5 л на 1 тыс. км. 

• 

Не сделает ли новая технология Bosch дизельный

двигатель значительно дороже? Дизельные техноло-
гии Bosch основаны на компонентах, уже используе-
мых в производстве автомобилей. 

Не требуется ника-

ких дополнительных аппаратных компонентов

, а зна-

чит сокращение выбросов не сделает дизельные авто-
мобили еще дороже.

• 

Когда новая технология будет доступна для потре-

бителей? Новая дизельная система строится на ком-
понентах, которые уже сейчас доступны на рынке.
Время внедрения в жизнь зависит от конкретных
производственных заказов. частично эта технология
уже работает в новых транспортных средствах.
Технология, представленная в тестовых автомобилях,

может стать стандартным оборудованием в течение
двух-трех ближайших лет

• 

Как новая система повлияет на показатели расхода

топлива? Опытный автомобиль Bosch 

потребляет не

больше топлива, чем обычный сопоставимый дизель-
ный автомобиль

.

• 

Какие ресурсы были задействованы для создания

новой дизельной технологии? 

В работе над технологией

были задействованы около 100 инженеров

. Общая стои-

мость работ по проектированию и созданию новой
дизельной технологии в итоге составила несколько
десятков миллионов евро.

Цифры и факты

ведущий мировой поставщик в области автомобильных и промышленных

технологий, группа компаний Robert Bosch GmbH заявила, что создала

новейшую выхлопную систему для дизельного двигателя, показатель уров-

ня выбросов вредных веществ которой ниже, чем предусмотрено междуна-

родными европейскими директивами, вступающими в силу в 2020 г.