этих заправок – 1,5 динара (около 31 руб.) за А92 и
дизельное топливо, а за литр А95 – от 1,9 динара (около
47руб.). На всех заправках цены на топливо одинаковы. 

Соседство же с Ливией и Алжиром предоставляет аль-

тернативный выбор (вот, где зависть берет!) – на улицах
тунисских городов полно неофициальных, а точнее неле-
гальных, заправок. Но при этом и они тоже «брендирова-
ны»(!): с зеленой полосой на канистрах – топливо из
Ливии, с желтой – из Алжира. Стоимость контрафактного
топлива 1,2 динара (около 27 руб.) за А92 и 1,5 динара
(около 34 руб.) за А95. 

В пустыне на специальные точки бензовозы из Ливии

доставляют топливо, которое разливают по канистрам и
бочкам, здесь-то и закупаются контрабандисты. Го су -
дарство же подозрительно вяло борется с этим параллель-
ным миром. Машины без номеров, на которых обычно
передвигаются контрабандисты, часто мелькают груженые
канистрами с топливом на блокпостах. Полицейские при-
ветливо их пропускают… 

Подъезжая к трассе Париж – Дакар, мы тоже заправи-

лись у контрабандистов, ведь, как пояснил гид, на бли-
жайшие 350 км нет ни одной легальной заправки. 

К 11утра жара стала невыносимой – горячий воздух

загустел, словно желе. В тени +46о! Проехали мимо остова

сгоревшего автомобиля. «Это машина нелегалов, –
пояснил гид,– на жаре канистры часто взрываются.
Водители и охрана, как правило, гибнут, но эти рабочие
места не пустуют – отбоя от желающих нет, мало рабочих
мест на юге Туниса». 

Мы благополучно завершили наше путешествие, увиде-

ли пустыню в предрассветной дымке, промчались по этапу
трассы Париж – Дакар, видели невероятные оазисы. Но
все это время меня не оставляло ощущение неловкости –
я здесь – любопытствующий турист, приехавший за мест-
ным колоритом, вторгшийся в тяжелую жизнь тунисских
аборигенов. 

гсм

29

НачалотрассыПариж-Дакар

Михаил СТАРИКОВ
Фото автора 

Контрабандное топливо из Ливии

Контрабандное топливо из Алжира