Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования

чрезвычайных ситуаций МчС «Антистихия» уже не раз
предупреждал водителей о возможных хакерских атаках
на системы, которые подключены к глобальному интер-
нету. Сверх уязвимы в этой связи современные автомо-
били, автоматизированные системы которых контроли-
руются дистанционно через компьютерные сети. 

Хакеры могут вызвать срабатывание подушек без-

опасности во время движения машины, внести коррек-
тивы в ее систему управления, без труда следить за ее
владельцем. Крупные автопроизводители уже распро-
страняют предупреждения об уязвимости устройств,
которые позволяют хакерам влиять на работу машин и
механизмов. Особую опасность представляет объедине-
ние групп киберпреступников с экстремистскими орга-
низациями для подготовки кибератак на объекты стра-
тегических энергоресурсных комплексов, транспорт,
узлы связи и системы жизнеобеспечения. 

В феврале текущего года после взлома хакерами

компьютерной сети департамента транспорта Колорадо
(США), чиновники были вынуждены отключить 2 тыс.
компьютеров и вернуться к традиционным ручкам и
бумаге. Пострадало не только министерство, но и вся
транспортная отрасль штата в целом. 

Секретарь департамента транспорта штата Мэриленд

Пит Рэн заявил на собрании американской ассоциации
государственных автомобильных дорог и транспортных
чиновников, что нарушения цифровой безопасности
являются большой проблемой для его департамента.
«если хакеры попадут в нашу сеть, – сказал он, – они
смогут играть с нашими поездами, светофорами, элек-
тронными досками сообщений, как с игрушками».

Хакеры берут под контроль шоссейные электронные

информационные табло ради хулиганства: пишут на них
нецензурные слова, шутки или личные сообщения. Но
взлом транспортной системы может иметь гораздо
более серьезные последствия. В 2008 г. 14-летний ком-
пьютерный гений взломал трамвайную систему в
Польше. В результате с рельсов сошло несколько соста-
вов, пострадали люди. 

В 2016 г. кибервымогатели  запросили около 73 тыс.

долларов в криптовалюте, чтобы разблокировать систе-
му легкорельсового транспорта Сан-Франциско. Прош -
лой осенью региональное транзитное агентство Сакра -
менто было поражено атакой вымогателей, требовав-
ших 8 тыс. долларов за возвращение контроля над кор-
поративным сайтом. В обоих случаях потребовалось
вмешательство ИТ-подразделения ФБР для поимки
преступников и восстановления нормальной рабочей
среды. 

В марте пострадали госучреждения Атланты, ибыла

нарушена работа важных экстренных городских
служб. Жители потеряли возможность оплачивать
счета через онлайн-платформы, муниципальный суд

утратил доступ к рассматриваемым делам, полиция
составляла бумажные сводки.

По мере того, как коммерческие грузовики все чаще

подключаются к интернету, растет озабоченность по
поводу кибербезопасности транспортных средств. Марк
Боттичелли, вице-президент и главный технический
директор компании PeopleNet, поставщика бортовых
телематических систем для грузовиков, подтвердил: «В
последние несколько лет было много сообщений о взло-
мах легковых автомобилей, а в прошлом году был взло-
ман и тяжелый грузовик. Эти нарушения были проведе-
ны исследователями в качестве эксперимента, а не хаке-
рами со злым умыслом, они повысили осведомленность
и поставили отрасль в состояние боевой готовности».

ХАКеРы ПРИРУчАЮТ ИСКУССТВеННый

ИНТеЛЛеКТ

Главный аналитик исследовательской группы

Zenedge, поставщик решений по безопасности искус-
ственного интеллекта (ИИ)  Стивен Гейтс подтверждает:
«Кибер-преступники вооружаются искусственным ин -
теллектом, чтобы зондировать цифровую оборону част-
ных компаний и государственных учреждений. Они
используют автоматизацию, боты, искусственный ин -
теллект, и единственный способ дать отпор – послать на
войну с их злым искусственным интеллектом белый
добрый разум. человечество реально вступает в эпоху
войн искусственных интеллектов. Думающие машины
плохих парней все время пытаются прорвать оборону
думающих машин хороших парней, совсем как в фанта-
стических фильмах. И если все это вам кажется фанта-
стикой, то только потому, что технологии прогрессируют
настолько стремительно, что разрыв между реаль-
ностью и научной фантастикой становится все менее
ощутимым». 

«Мы не понаслышке знаем, что угрозы и векторы атак

постоянно увеличиваются», – сказал Дэн Резник, дирек-
тор по кибербезопасности и управлению рисками в ком-
пании KSM Consulting, которая занимается консалтингом
по ИТ-безопасности для индустрии грузоперевозок.

Современный хакер, использующий ИИ, почти всегда

является участником сложной преступной организации,
которая сделала взлом чужих сетей своим бизнесом.
Сегодняшние хакерские организации очень похожи на
преступные банды, которые доминировали в чикаго или
Нью-йорке в 1930-х годах, только теперь в охоте за чу -
жими деньгами их главным оружием стал искусствен-
ный интеллект. Каждый день темный ИИ присутствует в
вашей сети, со временем он становится умнее, т.к. узна-
ет все о ваших сильных и слабых сторонах. Темный ИИ
проникает в ваши компьютерные системы незаметно и
скрывается в фоновом режиме, исследуя все потаенные
уголки. Хакеры использовали подобные технологии и
ранее, но теперь оперируют технологиями мышления,

которые победили лучших шахматистов мира и самых
продвинутых программистов. 

Но, несмотря на тревожную ситуацию, все же имеются

обстоятельства, которые помогут справиться с киберо-
пасностью. «Разработчики планируют добавить искус-
ственный интеллект в области, где он поможет нам
идентифицировать и реагировать на события кибербезо-
пасности», – сказал Байрон Паскаль, заместитель
директора по информационной безопасности компании
ArcBest Technologies. 

Возможность использования технологий, которые

могут обнаруживать угрозы по мере их возникновения и
способность автономного реагирования против них в
режиме реального времени, даст обороняющимся ог -
ромное преимущество над атакующими. еще один плюс
заключается в том, что системы безопасности работают
универсально и безотрывно.  Они могут одновременно
контролировать и нейтрализовать больше киберугроз,
чем это может сделать человек. 

Как и все новые технологии, белая защита ИИ не

является панацеей от всех опасностей. Самообучающийся
аспект технологий настолько продвинут, что даже про-
граммисты, которые создают мыслящий ИИ, часто по про-
шествии какого-то времени не имеют понятия, что знает
созданный ими ИИ, и по каким путям он проникает в те
или иные области киберсреды, и какую, лежащую в его
основе логику, он в настоящее время использует для
определения и нейтрализации угроз. 

Другая проблема белой защиты, по словам самих

программистов, заключается в том, что она может быть
чрезмерно осторожной, постоянно генерирующей мно-
жество предупреждений безопасности, которые позже
оказываются безосновательными. И это отвлекает аппа-
ратные ресурсы от реальных атак. 

Ожидается резкий всплеск распространения вредо-

носных программ на системах Android и компьютерах
Mac, и, конечно же, ОС Windows останется любимой ми -
шенью хакеров. В 2018 г., согласно данным, хакеры без
труда приобретают комплекты программных средств,
позволяющих легко проникать через известные уязви-
мые места в Microsoft Office. 

В сентябре прошлого года Национальная ассоциация

грузовых автомобилей США выпустила расширенные
рекомендации по кибербезопасности, в которых пере-
возчикам рекомендуется отделять сети, в которых ком-
пьютеры имеют удаленный доступ к системам транс-
портных средств, от сетей, которые используются для
обычных деловых или офисных функций, таких, напри-
мер, как электронная почта или работа с документами.

Однако, как показывает практика, главным эффек-

тивным средством против хакеров остается превентив-
ный подход. Организации во всех отраслях деятельности
должны идти в ногу и действовать против этих угроз
сообща.

безопасность

53