60 лет

Ирбитский автоприцепный завод в 1958 г. начал

поставлять в торговую сеть двухосные бортовые прицепы
ИАПЗ-754В. Они были изготовлены на агрегатной базе
грузового автомобиля ЗИЛ-164А. При собственной массе
1 900 кг были способны доставлять до 4 000 кг грузов.
Прицепы имели деревянный кузов внутренней длиной
3848 мм, шириной 2 207 мм и высотой бортов 595 мм.
Поворотный круг был на шариках, передняя и задняя
подвеска – на продольных полуэллиптических рессорах.

С 1958 г. Харьковский завод транспортного машино-

строения на шасси ЗИЛ-157К (6х6) стал производить
автомобиль-топливозаправщик АЦМ-4-157К для заправ-
ки машин моторным топливом и маслом. Последнее
подогревалось отработавшими газами до температуры
70 ºС. Эксплуатационный объем цистерны был равен
4040 л, масляного бака – 250 л, бидонов для масла –
70л. топливозаправщик весил 6 355 кг, а его полная
масса фиксировалась на отметке 10 075 кг.

55 лет

С 1963 г. на Курганском заводе колесных тягачей

начали выпускать внедорожный седельный

тягач МАЗ-537 (8х8.1) полной массой

49300кг. Автомобиль сконструировали

на Минском автозаводе и приспосо-

били под транспортировку 50 т груза

на полуприцепах чМЗАП-9990,

чМЗАП-5247Г и их аналогах.

Появилась и модификация

МАЗ-537Г с лебедкой для

проведения погрузочно-раз-

грузочных работ и самовы-
таскивания при застревании
на бездорожье. Рабочая

длина троса достигала 100 м,

тяговое усилие – 15 тс.

Ташкентский завод по сборке автомобилей и прицепов

«Ташавтомаш» в 1963 г. приступил к производству полу-
прицепа-самосвала ТМЗ-879, предназначенного для
перевозки хлопка. Кузов состоял из двух самостоятель-
ных секций со съемными надставными бортами с верх-
ней навеской. Разгрузка осуществлялась на стороны
гидравлическими подъемниками с приводом от двига-
теля тягача. Полуприцеп габаритными размерами
8220х2500х3450 мм весил 3300 кг и обладал полезной
нагрузкой 5 000 кг.

С 1963 по 1970 гг. Волгоградский завод нефтяного

машиностроения им. Петрова освоил выпуск автомоби-
ля-цистерны АЦ-4,2-130 для перевозки нефтепродуктов.
Он был построен на шасси грузовика ЗИЛ-130. С 1963 г.
аналогичный топливовоз выпускал Благовещенский
арматурный завод. 

Небольшие различия заключались в размерах цистер-

ны. ее эксплуатационный объем достигал 4 200 л.
Собственная масса машины была около 4 700 кг, а пол-
ная – 8 604 кг.

50 лет

В 1968 г. в транспортные потоки дорог Советского

Союза влились 10-местные автобусы малого класса
УАЗ-452В (4х4), которые выпускали в Ульяновске на базе
автомобиля УАЗ-452. Собственная масса машины –
1870 кг, полная – 2 690 кг. Дорожный просвет под
передним и задним мостом – 220 мм. Раздаточная
коробка двухступенчатая, привод полный. Контрольный
расход топлива на скорости 30–40 км/ч был заявлен на
уровне 13 л/100 км.

Кременчугский автомобильный завод на Украине с

1968 г. освоил серийное производство седельного тягача

эволюция

54