нам лЮБые дороГи дороГи

краностроение не прогнулось даже перед ограниче-

ниями по осевым нагрузкам, когда производители авто-
мобильных шасси начали подгонять колесную базу под
новые стандарты дорожных допусков. Правда, из-за
этого пришлось вносить изменения в конструкцию над-
строек. такие работы продолжаются, каждый из россий-
ских заводов решает задачи по-своему: в чем-то лучше,
в чем-то хуже. на Челябинском механическом заводе
(Чмз), с конвейера которого сходят знаменитые автокра-
ны «Челябинец», со временем начали понимать, что в
погоне за желаемым дальним вылетом, грузовыми и
высотными характеристиками, вес стрелы, как и самого
крана, начал стремительно расти.

если поначалу приходилось смещать нагрузки кон-

струкции, перекладывая вес с передней оси на заднюю
тележку и «в ниточку» проходить по разрешенным
нагрузкам изготовителя шасси, то действующие стандар-
ты «подрезали» краностроение и здесь. из-за тонны-
полторы лишнего веса нужно было менять не только кон-
струкцию стрелы, рамы, но и технологию изготовления.
Пришлось у шведов брать сталь с упругостью металла
почти в два раза больше. за счет этого материал по тол-
щине стал тоньше, но прочнее, а вес – меньше.

Правда, гендиректор предприятия Петр Вагин сетует,

что облегчая вес крановой надстройки, производитель
автоматически снижает устойчивость всей машины,
поскольку «…чем тяжелее кран – тем больше ньютон
помогает». Стоило убрать на кране всего лишь тонну веса
и его в операционном режиме начинало качать, безопас-
ность снизилась, как и грузоподъемность. для устране-
ния проблемы предложили возить противовесы.

В настоящее время Чмз для повышения грузовысот-

ных характеристик в комплектацию своих кранов нового
поколения «Серия плюс» (кС-55732-21) с самой востре-
бованной грузоподъемность 25 т ввел противовесы мас-
сой до 5,4 т. В этой размерной группе производитель рас-
ширил номенклатуру за счет трех версий стрелы – 21,7 м,
28,1 м и 33 м. здесь есть еще одна хитрость, которая поз-
воляет однотонный противовес возить не отдельно, а на
нижней раме автокрана, вписываясь в требования до -
рожных стандартов по осевой нагрузке. для этого не об -
ходимо заправлять топливные баки не «под горловину»,
а не более 80% их емкости. тогда никакой весовой конт-
роль в пути не страшен, еще останется запас на налип-
шую к колесам в дороге грязь – перегруза не будет.

оригинальный ход нашли специалисты Галичского

автокранового завода, работающего под патронатом «ку -
десника». они выступили с инициативой оснастить авто-
кран сцепным устройством, электро- и пневморазъемами
для буксировки прицепа с запасом съемных противове-
сов, которые из-за малой несущей способности шасси в
составе крана перевозиться не могут. ничего подобного
ранее не практиковалось.

и хотя решение это со стороны выглядит простенько,

его внедрение потребовало немало усилий. может, звучит

20

краныиподъемныемеханизмы