это пафосно, но инженеры Гакза сделали революционный
шаг в краностроении, реализовав на практике самостоя-
тельный переезд автокранов грузоподъемностью от 25 до
50 т с полным набором противовесов по дорогам общего
пользования без нарушений законодательства и при-
влечения дополнительного транспорта. В настоящее вре -
мя установка сцепного устройства (буксирного прибора)
согласована с автопроизводителями «камаз», «урал»,
«VOLVO», а в ПтС кранов включена соответствующая
запись о возможности буксировки прицепа.

В прицеп можно загрузить не только противовесы,

чалки, стропы, траверсы и т.д., но и строительные мате-
риалы, контейнеры со спецобрудованием (мобильные
электростанции, сварочные агрегаты, компрессоры),
плиты, трубы, столбы – все, что необходимо в полевых
условиях для строительства, ремонта или ликвидации
аварии. Вэтом случае крановщику необходимо иметь в
водительском удостоверении соответствующую категорию
Се, которая разрешает управлять грузовым тС с прице-
пом. Статистика показывает, что 95% операторов автомо-
бильных кранов такую водительскую категорию допуска
имеют.

По ВСем Видам ПодъемныХ раБот 

на рынке автомобильных кранов знаковым событием

можно назвать возвращение на большую торговую пло-
щадку автокранов с маркировкой «ивановец». они в
последний раз публично позиционировались на выставке
Стт в 2014-м. и вот, практически забытые, они снова при-
шли и ярко заявили о себе. В москве «имз автокран»
представил сразу две ходовые модели 25-тонников. одна
крановая надстройка (кС-45717 -2р) была на колесной
базе из миасса «урал-4320 NEXT», а вторая (кС-45717 -
1р) – на шасси маз 6312С3 из минска. 

и хотя это были краны одной размерной группы, спо-

собные покорять высоту на отметке 31,2 м, различия у них
имелись. В первую очередь, по осевой развесовке, – ска-
залась масса шасси. если у автокрана на белорусской
базе нагрузка на дорогу через переднюю ось была 7,5 т.с.,
а через шины задней тележки 15,85 т.с., то на российском
шасси те показатели составили 6,5 и 15,0 т.с. соответ-
ственно.

к слову, таким же краном, только на 3-осной полно-

приводной колесной базе камаз с одинарной ошиновкой
и кабиной со спальником ивановский завод после трех
лет забвения в мае начал экспортную программу. тогда
предприятие отгрузило в дальнее зарубежье первый
кран– машина ушла в монголию. В настоящее время
каталог продукции завода содержит пять моделей кранов
16-тонной грузоподъемности, 11 моделей 25-тонников и
пяти моделей в группе 35-40 т. В более высокий грузовой
диапазон «автокран» пока не пошел, там балом правит
«Галичанин».

Производитель из Галича выдал на-гора третий по

счету 100-тонник. исполин кС-84713-6 на шасси мзкт-
750001 (евро-5) с длиной стрелы в разложенном состоя-

нии 51,0 м и максимальной высотой подъема крюка
51,5м, а с удлинителем 87,1 м оказался самым большим
автокраном, представленным на подиуме Стт-2018.
Вотличие от предыдущих версий в линейке 100-тонни-
ков, этот кран оказался самым инновационным. если про-
шлогодний кран на 5-осном шасси этого же производи-
теля имел привод на 3 и 4-ю оси, то здесь уже полностью
полноприводная колесная формула 10х10, задняя трех-
осная тележка имеет гидробалансирную подвеску, а две
передние управляемые оси – рессорную.

изменилась и крановая надстройка. Пятисекционная

телескопическая стрела имеет овалоидное сечение, что
стало трендом в современном краностроении. инженеры
завода запатентовали конструкцию профиля, благодаря
которой масса стрелы снизилась, увеличилась жесткость
и уменьшилась величина прогиба при работе с грузом.
Сегодня это предприятие – единственное в россии, кто
владеет прессом ENT (Германия), на котором изготавли-
вается стрела такой конфигурации.

кабина в автокране новая, просторная, с функцией

наклона относительно горизонтальной плоскости. В таком
салоне улучшилась обзорность операционной зоны, ком-
форт и эргономика рабочего места оператора, что снижает
его утомляемость на протяжении рабочей смены. 

разработчикам привнесли еще одно новшество –

оснастили кран второй грузовой лебедкой с одиночным
блоком (клювом). Вспомогательный грузоподъемный
механизм с крюковой подвеской грузоподъемностью 5 т
закрепили на оголовок стрелы. теперь не нужна перепа-
совка каната, и оператор может без потери времени про-
изводить операции как на основной стреле, так и на до -
полнительном одиночном блоке. мощности гидравличе-
ской станции с приводом от автономного двигателя
(ямз-534) для привода всех основных и вспомогатель-
ных крановых механизмов – для этого достаточно.

одиночным блоком с дополнительной лебедкой для

обеспечения вспомогательных операций на максималь-
ных скоростях галичане укомплектовали и кран кС-
55721-5В грузоподъемностью 35 т на вездеходном шасси
камаз-63501 (8х8). здесь овоидное сечение 4-секцион-
ной стрелы, что для такого грузоподъемного потенциала
вполне оправданно. для повышения прочностных харак-
теристик применили сталь марки Strenx, которая славится
во всем мире конструкционной прочностью и легким
весом. 

В полной раскладке длина такой стрелы достигает

33,2м. В операционном режиме с грузами до 10,0 т изго-
товитель разрешает работать с уменьшенным опорным
контуром: вместо 5,45 х 6,1 м – 5,45 х 2,28 м, что очень
удобно на малых площадках в условиях плотной город-
ской застройки или в условиях уличной дорожной сети,
дворовых территорий. как и в описанных выше случаях,
производитель оснастил кран устройством для буксиров-
ки на новый объект прицепа с противовесами, комплек-
тующими, оборудованием или вспомогательными мате-
риалами.

краныиподъемныемеханизмы

21

автокран «Ивановец» снова в

строю: телескопы 25-тонни-

ков КС-45717  на шасси

Урал-4320 NEXT и МаЗ 6312с3